Призрак оспы — Naked Science

Призрак оспы

Российские ученые всерьез опасаются появления нового вируса оспы.

fluorescence-detect-viruses

8 мая 1980 года Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над натуральной оспой. Вакцинация была прекращена. Вирус натуральной оспы (ВНО) остался «жить» лишь в двух лабораториях в мире. Между тем, как у домашних, так и у диких животных сохраняются «родственники» вируса: вирусы оспы обезьян, коров, буйволов, верблюдов и вирус осповакцины, который, судя по всему, представляет собой не производное вируса коровьей оспы, а отдельный вид, довольно опасный для человека.

И вот в это самое время большая часть населения планеты уже не имеет иммунитета не только к ВНО, но и к родственным видам вируса.

Вирус натуральной оспы относится к роду ортопоксвирусов (Orthopoxvirus) семейства поксвирусов (Poxviridae). Размножается только в организме человека, других хозяев у него нет. Такое свойство вируса и наличие эффективной живой вакцины – вируса осповакцины – позволило полностью победить болезнь. Но чтобы возник пожизненный иммунитет к ВНО, натуральной оспой надо переболеть. Вакцинация ? лишь временная мера, которая делает организм невосприимчивым к ВНО лишь на определенный период. Именно поэтому прививку от оспы делали дважды: в младенчестве и в возрасте от 8 до 16 лет. Все, кто родился после 1980 года, или те, кому поставили только одну прививку, перед ортопоксвирусами беззащитны. А ведь им есть, чего бояться.

Заведующий отделом геномных исследований и разработки методов ДНК-диагностики поксвирусов ГНЦ «Вектор» Сергей Щелкунов считает, что эти вирусы в ходе эволюции могут превратиться в высокопатогенные для человека варианты, похожие на ВНО.

Выход есть. По мнению специалистов, ситуацию просто нужно держать под контролем. Напомним, что в начале февраля научный центр «Вектор» объявил о запуске производства нового препарата против оспы, которое должно начаться через год.

Сергеем Щелкуновым были проанализированы доступные архивные данные об оспе и истории древних цивилизаций, результаты расшифровки вирусных геномов и новейшие сведения об эволюционных взаимоотношениях отропоксвирусов. В результате он пришел к выводу, что предками вируса натуральной оспы были, вероятно, зоонозные вирусы с широким кругом хозяев. Скажем, у ВНО и оспы верблюдов был общий предок ? по-видимому, вирус грызунов. От него-то примерно 4 тыс. лет назад и произошли вирус натуральной оспы и вирус оспы верблюдов. Впоследствии вирусы эволюционировали независимо друг от друга. Таким образом, «прародитель» ВНО приобрел свойство заражать не только животных, но и человека. Поначалу он, вероятно, вызывал только кожные высыпания, но эволюционировал, все больше адаптируясь к человеческому организму, и потому стал очень опасным.

Строгая антропонозность (человек единственный чувствительный хозяин) при смертности более 30% заболевших указывает на то, что такой вирус мог появиться только в достаточно большой и плотной популяции людей, приводя к гибели целых цивилизаций и возникновению «тёмных» периодов в истории человечества. Имеющиеся данные говорят о том, что вирус, подобный ВНО, мог возникать из зоонозного «родственника» неоднократно.

? Сергей Щелгунов, заведующий отделом геномных исследований и разработки методов ДНК-диагностики поксвирусов ГНЦ «Вектор»

И сейчас, по-видимому, ситуация повторяется. Зоонозные ортопоксвирусы стали «атаковать» людей все чаще. Это, в первую очередь, связано с потерей иммунитета к вирусу.

Названия вируса ? оспа обезьян, коров, верблюдов и т. д. ? говорят лишь о том, из какого животного он был выделен впервые. На самом же деле у всех этих видов вирусов довольно обширный круг хозяев. Правда, и очертить его очень непросто, ведь у некоторых из животных, скажем, у грызунов, болезнь протекает без симптомов. Между тем в число потенциальных хозяев многих из ортопоксвирусов входит и человек.

За последние несколько лет наблюдаются вспышки зоонозных ортопоксвирусных инфекций среди населения Западной Европы, Бразилии, Индии, Демократической Республики Конго.

Если брать Индию, то в разных ее регионах участились случаи заражения людей вирусом оспы буйволов. Заражение произошло от домашних животных, однако есть основания полагать, что вирусоносными могут быть и дикие звери. Так, в Конго с 1980-х годов заболеваемость людей оспой обезьян выросла в 20 раз. А ведь у человека обезьянья оспа протекает с теми же симптомами, что и натуральная оспа. Смертность от оспы обезьян составляет от 1 до 8%.

Но многие виды вирусов, которые не вызывают заболевания, тем не менее, становятся патогенными, когда попадают в организм нового хозяина. И в то время, как человечество уже не имеет иммунитета к ортопоксвирусной инфекции, вероятность появления вируса похожего на вирус натуральной оспы, высока. Чтобы предотвратить это ? необходимы контроль и изучение ситуации с зоонозными ортопоксвирусными инфекциями. А вот для этого, в свою очередь, надо ускорить создание международной сети лабораторий под эгидой ВОЗ. Эти лаборатории должны постоянно мониторить и диагностировать зоонозные ортопоксвирусы во всех уголках Земли. Систему для отбора проб и выявления инфекционных агентов разработали и оптимизировали еще в то время, когда была ликвидирована натуральная оспа. Вовремя принятые меры позволят значительно уменьшить вероятность появления новых ортопоксвирусов, являющихся высокопатогенными для человека.

Международная группа ученых выделила шесть хронотипов, которые точнее определяют биологические ритмы людей.