01.03.2018
Редакция Naked Science
1 216

Предложена новая гипотеза появления Луны

Новая гипотеза описывает образование Луны и Земли из раскаленного тора материи, оставшегося после удара загадочной Тейи.

moon0

Принято считать, что Луна образовалась в результате столкновения молодой Земли с крупным небесным объектом размерами приблизительно с Марс. На орбиту были выброшены большие массы пыли и обломков, из которых и сформировался наш спутник. Однако «импактная гипотеза» не единственная, и недавно у нее появился новый конкурент. Альтернативную идею предложили Саймон Лок (Simon Lock), Сара Стюарт (Sarah Stewart) и их коллеги.

Стоит вспомнить, что в прошлом году Лок и Стюарт предсказали существование очень необычных объектов-предшественников планет, «синестий». Они образуются при столкновении в протопланетном диске крупных и приблизительно равных по размеру тел и превращаются в раскаленную массу материи, которая из-за быстрого вращения получает форму тора, «бублика».

В новой статье, опубликованной Journal of Geophysical Research, ученые описывают возможное появление Луны из такой «синестии», которой некогда была прото-Земля. «Такая версия объясняет некоторые особенности Луны, которые трудно объяснить существующими гипотезами», – говорит Сара Стюарт. Речь идет о составе спутника, который практически идентичен земному. В случае столкновения с гипотетической Тейей 4,5 млрд лет назад Луна скорее должна была сложиться из смеси вещества обоих тел. Вариант с «синестией» не создает этот парадокс.

В новой гипотезе Тейя вполне могла существовать и столкнуться с Землей, однако в результате образовалось не кольцо, из которого затем сложилась Луна, а «синестия». В рамках этой модели около 10 процентов земной массы испарилось в результате удара, образовав облако вещества, окружающего расплавленные обломки. Один из них, довольно крупный, но чуть смещенный в сторону от центра «синестии», и стал зародышем будущего спутника.

Структура и сравнительные размеры планеты, планеты с кольцами и «синестии», содержащих одинаковые количества вещества / ©Lock and Stewart, 2018

По мере того как вся эта масса остывала, внешнее вещество снова падало в центр, на Землю, но часть его улавливалась прото-Луной. Когда «синестия» коллапсировала, пространство расчистилось, на ее месте образовалась пара готовых объектов. Такая модель объясняет и дефицит некоторых легких элементов на Луне: в условиях раскаленной до 2000–3000 °C «синестии» они могли улетучиться в космос.

Впрочем, вопрос о происхождении Луны еще не закрыт. Новая гипотеза остается всего лишь гипотезой, и решить загадку удастся, видимо, не раньше, чем на спутнике будет устроена постоянная база и проведены исследования на месте.