Подтверждена связь между пищевыми добавками и раком прямой кишки — Naked Science

Подтверждена связь между пищевыми добавками и раком прямой кишки

Эксперименты на мышах подтвердили влияние пищевых добавок-эмульгаторов на состояние кишечной микрофлоры, развитие хронического воспаления и повышенный риск появления рака.

Рак прямой кишки – одно из самых распространенных онкологических заболеваний. Среди его факторов риска заметную роль играют изменения нормальной микрофлоры кишечника и связанные с ними хронические воспаления. Показано, что к такому воспалению может приводить слишком активное употребление продуктов с некоторыми пищевыми добавками-эмульгаторами и загустителями, а именно Е469 (карбоксиметилцеллюлозой) и полисорбатом-80. В экспериментах на мышах они облегчали проникновение умеренно патогенных бактерий сквозь слизистые оболочки, вызывая развитие умеренного воспаления.

В новой работе, опубликованной журналом Cancer Research, потенциальная связь между употреблением этих веществ и раком прямой кишки получила дополнительное обоснование. Бенуа Часен (Benoit Chassaing) и его коллеги из Государственного университета Джорджии провели новые опыты на лабораторных животных, внося в их диету количества Е469 и полисорбата, соответствующие обычному их потреблению современным человеком.

Такое питание приводило к заметным изменениям состава микрофлоры и стимулировало бактерии к активному синтезу флагеллина и липополисахаридов (белка жгутиков и компонентов клеточных стенок), что, в свою очередь, усиливало воспалительный ответ иммунной системы. Это влияет и на клетки самого организма, меняя работу сигнальных путей, вовлеченных в пролиферацию (контролируемый рост и развитие), и апоптоз (контролируемую гибель) клеток. Нарушение работы этих систем уже напрямую чревато появлением опухоли.

Интересно, что все отмеченные учеными эффекты определялись именно влиянием эмульгаторов на микрофлору. На мышей, выращивавшихся в стерильных условиях и лишенных кишечной микробиоты, диета с Е469 и полисорбатом такого влияния не оказала. Зато если с ее помощью воздействовать на микрофлору «нормальных» грызунов, а затем пересадить ее кишечно-стерильным, вскоре у них развиваются всё те же хронические воспаления.

Оказалось, психологические проблемы есть у 20% представителей поколения X и 15-19% бэби-бумеров. При этом самый высокий уровень тревоги и стресса наблюдается в зрелом возрасте, когда человеку 40-50 лет.

Так называемые биологические часы — сложный комплекс биохимических процессов как на уровне всего организма, так и на уровне отдельных клеток. Люди уже научились воздействовать на циркадные ритмы с помощью внешних воздействий или гормональных препаратов, теперь ученые сделали следующий шаг. Разработан способ регуляции суточных биоритмов при помощи манипуляций внутри человеческих клеток специальными белками, отвечающими за чувствительность к свету.