21.06.2022
Анна Новиковская

Ученые выяснили, как с возрастом меняется состав кишечной микрофлоры у обезьян

3.0

Кишечные бактерии — важная часть нашей внутренней микрофлоры, жизненно необходимая для поддержания здоровья. Изучив состав таких бактерий у горных резусов, ученые выявили любопытную закономерность: с возрастом животного росло разнообразие бактерий в его кишечнике, и видовой состав микрофлоры становился все уникальнее.

Эта самка горного резуса уже очень стара, и состав бактерий в ее кишечнике стал абсолютно неповторимым / ©phys.org / Автор: Артем Фомин

Кишечная микрофлора играет огромную роль в сохранении нашего здоровья: эти бактерии не только принимают участие в переваривании пищи, но и защищают нас от вредных патогенов и вносят вклад в правильное функционирование иммунной системы. С возрастом состав бактерий в кишечнике меняется, что обычно связывают с уникальным «букетом» различных заболеваний старшего возраста, которыми страдают пожилые люди.

Ранее считалось, что изменения кишечной микрофлоры у стариков связаны с образом жизни современного человека, то есть это чисто человеческий феномен, не свойственный другим приматам. Переезд в дом престарелых, изменения в рационе, сопутствующие метаболические заболевания и прием все большего количества лекарств — именно им приписывали формирование уникального состава бактерий.

Однако ученые из Немецкого центра приматов и Геттингенского университета (Германия) доказали, что это не так, изучив состав микрофлоры у молодых и пожилых особей горных резусов (Macaca assamensis) — одного из видов макак. Исследования проводили на родине приматов, в Юго-Восточной Азии, где ученые изучили состав бактерий в фекалиях 51 самки резусов в возрасте от шести до 26 лет.

Оказалось, с возрастом состав микрофлоры у старых самок становился все индивидуальнее, хотя эти резусы продолжали жить со своей группой и питались теми же плодами, листьями и мелкими животными, что и молодые особи. Выходит, смену микрофлоры нельзя объяснить изменениями рациона.

Все макаки проводят много времени, ухаживая за шерстью сородичей: это не только гигиеническая, но и важная социальная процедура, помогающая поддерживать отношения в группе / ©stocksy.com

Также лишь малое влияние на «персонализацию» состава бактерий оказала меньшая социальная активность старых резусов. Даже у обезьян, продолжавших взаимодействовать с сородичами и обмениваться с ними полезными микроорганизмами (в первую очередь за счет взаимной чистки шерсти, когда вместе с грязью и насекомыми в рот попадают кусочки фекалий), состав микрофлоры индивидуализировался.

Исследователи пришли к выводу, что, скорее всего, эти изменения контролируются генетически и представляют собой часть естественного процесса старения. Как это происходит — нам только предстоит узнать.

В любом случае подобные исследования микрофлоры и функционирования кишечника у наших ближайших родственников могут позволить больше узнать о развитии кишечных заболеваний у пожилых людей и начать разрабатывать индивидуальные программы лечения.

Исследование опубликовано в журнале Microbiome.