Новые антитела к ВИЧ эффективны на 99% и работают как вакцина — Naked Science
25.09.2017

Новые антитела к ВИЧ эффективны на 99% и работают как вакцина

Антитела к ВИЧ нового типа нейтрализовали 99% ВИЧ-1 в пробирке и сработали как вакцина против ретровируса у обезьян.

1200px-hiv-budding-color

Эффективность антиретровирусной терапии измеряется двумя основными показателями: вирусной нагрузкой (концентрацией РНК ВИЧ в плазме крови) и клеточным иммунитетом. Успешным считается лечение, при котором наступает вирусная супрессия (менее 50 копий РНК ВИЧ/ мл), а количество CD4-лимфоцитов вырастает до значений, характерных для здорового человека (450 – 1600 на мл3). Для лечения используют антитела – белковые комплексы, которые связываются с антигенами ВИЧ – рецепторами, которые синтезируются в результате экспрессии вирусной ДНК и прикрепляются к мембране зараженных иммунных клеток. Связываясь с антигенами, антитела дают лимфоцитам возможность распознать и убить зараженную клетку.

У антитела есть мишень, или эпитоп – участок антигена, с которым происходит связывание. У популярных антител широкого спектра нейтрализующего действия  эпитоп один: самые популярные – это CD4-связывающий участок (CD4bs) оболочечного гликопротеина вируса, мембрано-проксимальная наружная область вириона ВИЧ и гликаны област V1V2. Антитела последнего поколения эффективно борются почти со всеми штаммами ВИЧ-1, но через несколько лет терапии, а иногда и раньше, вирусы мутируют и перестают связываться с антителами; эффективность терапии сходит на нет.

Структура триспецифичного антитела. Цветом показаны элементы структуры, позаимствованные у моноспецифичных вариантов.  L. Xu et al., Science.

Иммунологи американских Национальных институтов здравоохранения совместно со специалистами фармацевтической компании Sanofi предлагают использовать антитела с двумя и даже тремя мишенями (би- и триспецифичные антитела). Учёные начали с создания биспецифичных антител, экспериментально установив, какие сочетания паратопов (участков антитела, распознающих эпитоп), не мешают друг другу связываться с антигенами ВИЧ. К самым удачным комбинациям добавили третий паратоп. Самой эффективной оказалась комбинация N6/PGDM1400-10E8v4, резистентность к которой выработал всего 1 вирус из 208. Эффективность триспецифичных антител подтвердилась в экспериментах с чистыми культурами вирусов in vitro и в экспериментах на макаках-резусах. Более того, ни одна из восьми макак, получивших инъекцию ретровируса после прививки триспецифичных антител, не заболела.

Триспецифичные антитела могут стать новым словом в терапии и профилактике ВИЧ и других изменчивых инфекций, считают авторы работы, опубликованной в журнале Science. Пока N6/PGDM1400-10E8v4 не испытывалась на людях; медикам предстоит подтвердить его безопасность и эффективность в ходе клинических исследований, запланированных на следующий год.