Новое исследование показало, что ветер может перемещать микропластик на расстояние до 100 километров — Naked Science

Горная система Пиренеев считается первозданной областью природы из-за труднодоступности и удаленности от крупных населенных пунктов. Однако новое исследование показало, что микропластик может перемещаться по воздуху с помощью ветров, таким образом проникая даже в этот регион.

pzl_w0vargy

В последние годы загрязнение пластмассой стало одной из главных экологических проблем, с которыми столкнулось человечество. Микропластик привлек внимание благодаря своей легкости, с которой он перемещается в различные экосистемы: он часто оказывается в океанах, где ему потребуются столетия, чтобы разложиться, и начал входить в пищевую цепь, оказываясь внутри желудков животных. Новое исследование, проведенное на юге Франции, в Пиренеях, обнаруживает, что микропластик может также путешествовать по атмосфере.

Согласно новой работе сотрудников Университета Стратклайда в Глазго, частицы пыли, разнообразные микробы и даже микропластик перемещаются на довольно большие расстояния при помощи регулярных ветров, по причине чего крошечные фрагменты пластмассы выпадают даже в некоторых отдаленных регионах мира. Так, в почве горного хребта Французских Пиренеев исследователи обнаружили множество частиц микропластика, ежедневно собирая в среднем 249 фрагментов, 73 пленки и 44 волокна на каждый квадратный метр. Результаты работы шотландских специалистов опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Используя атмосферное моделирование, а также траектории воздушных масс, авторам работы удалось проследить загрязнение до нескольких небольших городов поблизости. И хотя эти данные не могут точно доказать перенос на большие расстояния, полученная информация, безусловно, позволяет предположить, что микропластик может перемещаться в атмосфере на расстояние в 95 километров и, возможно, еще дальше. Найденные в одном из самых нетронутых районов Европы, эти образцы показывают уровень загрязнения атмосферы, аналогичный мегаполисам, таким как Париж, а порой даже больше.

По словам Стива Аллена, одного из авторов работы, команда ученых ожидала подобные показатели в районе крупного города, но обнаруженное количество микропластика вдали от людей все равно их поразило.

Как подчеркивают ученые, результаты дают еще одно обескураживающее напоминание о том, что масштабы загрязнения, устроенного человеком, гигантские. Тем не менее, хотя пластиковый мусор и считается ключевой экологической проблемой для современного поколения — так как он обнаружен в почве, реках, океанах и озерах, — шокирующе мало исследований посвящено тому, можно ли обнаружить его в самом воздухе. Так что эта работа может важной точкой отправления.

В своей статье ученые предполагают, что микропластик может достигать и воздействовать на отдаленные малонаселенные районы планеты посредством атмосферного переноса. Если они правы, вероятно, микропластмасса находится буквально везде, включая воздух, которым мы дышим.

«Эти пластиковые частицы намного больше, чем частицы пыли, которые мы находим. Однако их плотность намного ниже, поэтому их гораздо легче перемещать на большие расстояния», — заключает морской геолог Мишель ван дер Доус (Michèlle van der Does).

Горная система Пиренеев часто считается первозданной областью природы из-за своей труднодоступности и удаленности от крупных населенных пунктов. Предыдущие исследования показывали, что Пиренеи были стражами антропогенного загрязнения еще в 685 году нашей эры, будучи в значительной степени защищены от горнодобывающей и промышленной деятельности.

Изображение, созданное с помощью рентгеновского анализа белков, показывает, как молекулы на концах нейтрализующего антитела препятствуют способности молекул «шипов» коронавируса связываться с рецепторами на поверхности клеток человека.