09.06.2023
Анна Новиковская
5 182

Ученые раскрыли секрет собачьего долголетия

5.7

Собрав данные о здоровье 21 тысячи домашних собак, американские исследователи смогли установить, как социальные и физические факторы влияют на здоровье и долголетие этих животных.

Некоторые собаки, чьи данные использовали в проекте / © Dog Aging Project, University of Washington / Автор: Messiena Lucretius

Не секрет, что собачий век сравнительно короток и редкие псы доживают до третьего десятка. Однако, изучив, как гены, образ жизни и окружающая среда влияют на старение, люди могут не только обеспечить питомцам максимально здоровое и комфортное старение, но и потенциально продлить срок жизни животного.

В масштабном исследовании ученые из нескольких научных центров США объединили данные 21 410 собак, спрашивая владельцев об уровне ежедневной физической активности питомцев, условиях проживания и прогулок, поведении и питании, принимаемых лекарствах и состоянии здоровья. Используя эти вопросы, ученые выделили пять ключевых факторов социальной среды собаки (благополучие района, общий доход семьи, время общения с детьми, время общения с другими животными и возраст владельца), которые показывали наибольшую корреляцию с ее здоровьем и благополучием. Результаты исследования опубликованы в журнале Evolution, Medicine & Public Health.

Как оказалось, с учетом возраста и веса собаки социальная среда могла надежно предсказать состояние ее здоровья. Например, в семьях, испытывающих финансовые или бытовые трудности, животные были менее здоровы и подвижны, в то время как постоянное общение с другими питомцами, особенно сородичами, положительно сказывалось на состоянии собаки. Что любопытно, дешевый корм и отсутствие игрушек из-за проблем с финансами оказывали на состояние собаки впятеро меньший эффект, чем возможность общения с другими собаками.

Таким образом, наличие большого числа компаньонов — один из ключевых факторов собачьего долголетия, хотя, по-видимому, положительный эффект оказывали только четвероногие приятели. Напротив, в семьях с большим количеством детей здоровье собак было хуже, чем в семьях без детей или где присутствовали один–два ребенка. Вероятно, в первую очередь это связано с недостаточным вниманием к собакам со стороны взрослых, которые вынуждены тратить все свободное время на детей, забывая о питомцах.

Еще один интересный результат — положительная связь между размером дохода семьи и частотой фиксации заболеваний у собаки. Однако это не означает, что в богатых семьях живут менее здоровые собаки: просто у их владельцев больше возможностей отвести питомца к ветеринару, что неизбежно приводит к большему количеству медицинских диагнозов.

В дальнейшем исследователи планируют на меньшей выборке в 1000 собак изучить влияние социальной среды на физиологическое состояние этих животных, в течение нескольких лет собирая у них образцы крови и проводя другие анализы. Поскольку собаки, как и люди, — высокосоциальный вид, полученные результаты могут быть полезны для улучшения качества жизни не только питомцев, но и их владельцев.