06.06.2017
Редакция Naked Science

Найдены самые ранние свидетельства участия человека в разрушении почв

Деятельность людей влияла на состояние почв уже 11 500 лет назад.

4378049_water_erosion_1

Эрозия почв — это разрушение грунта потоками воды и ветром. При этом ветер или вода перемещают фрагменты разрушенной почвы, формируя отложения. Эрозия может быть нормальной или ускоренной — в этом случае процесс разрушения идет быстрее, чем почвообразование. Такая эрозия значительно меняет рельеф.

Деятельность человека может усилить этот процесс. Эрозии способствуют интенсивное строительство дорог, вырубка лесов, антропогенное изменение климата. Однако антропогенная эрозия появилась задолго до эры промышленности и урбанизации.

Ученые из Тель-Авивского университета пришли к выводу, что первые геологические свидетельства влияния человека на разрушение почв появились уже 11 500 лет назад. Они исследовали образец породы бассейна Мертвого моря, взятый на глубине 297 метров. Его добыли в ходе проекта глубокого бурения Dead Sea Deep Drilling Project. Образец включает породы, относящиеся к нескольким геологическим формациям, залегающие на глубине от 90 до 450 метров под поверхностью почвы. Первые из исследованных отложений образовались около 220 тысяч лет назад.

Ученые сравнили толщину отложений детрита в разные периоды. Детрит — это взвешенные в воде частицы породы и останков растений или животных. Со временем эти частицы оседают на дно водоемов в виде отложений. Измерения показали: слой отложений, образовавшийся в эпоху голоцена (эта эпоха длится последние 12 000 лет), в 4,5 раза толще, чем слой предыдущего изученного периода (с 21 700 до 12 000 лет).

Изменения отложений, Global and Planetary Change

Это изменение связывают с началом неолитической революции — перехода человечества от охоты и собирательства к оседлой жизни. По оценкам ученых, это произошло около 12 000 лет назад. Израильские исследователи считают, что деятельность человека значительно повлияла на эрозию, и, следовательно, на рост слоя отложений. Для сельского хозяйства людям потребовались новые территории: на месте вырубленных лесов появились поля, часть дикорастущих растений заменили культурные. Все это могло ускорить естественную эрозию почв.

Исследование опубликовано в журнале Global and Planetary Change.

Ранее ученые предположили, что справиться с эрозией почвы поможет замена однолетних культурных растений на многолетние.