21.12.2018
Редакция Naked Science
1 841

Найденный в костях птеранодона акулий зуб рассказал о схватке этих животных

Палеонтологи из Университета Южной Калифорнии изучили зуб вымершей акулы, который застрял в шейном позвонке большой летающей рептилии 80 миллионов лет назад. Полученные данные позволили узнать больше о взаимодействии двух древних существ.

274775-alexfas01_2048x1536

В позднемеловом периоде Северная Америка была разделена гигантским водоемом, известным как Западное внутреннее море, которое простиралось от Мексиканского залива до Канады. Здесь специалисты находят любопытнейшие окаменелости того времени: особенно славится район Смоки-Хилл в Канзасе, где и были обнаружены недавно описанные останки.

Образцы были найдены в 1960-х и до недавнего времени хранились в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес, после чего группа ученых под руководством доктора Майкла Хабиба (Michael Habib) из Университета Южной Калифорнии извлекла его из экспозиции для дальнейшего изучения. Ученые были заинтригованы этим акульим зубом, так как более чем из 1100 образцов птеранодона только семь (менее процента) свидетельствуют о взаимодействии хищника и жертвы.

В то время как динозавры ходили по Земле, птеранодоны были хозяевами небес и доминировали среди летающих видов. Они имели массивный хохлатый череп, размах крыльев в пять с половиной метров, а их вес составлял почти 45 килограммов. Эти создания могли путешествовать на большие расстояния, приземляться на воду и взлетать с нее, охотясь на морских обитателей. По-видимому, здесь их и ожидала опасность: под гладью воды скрывались большие хищные рептилии и акулы. Ученые попытались выяснить, какой именно монстр мог убить птеранодона и как это произошло. В результате исследования, которое опубликовано в журнале PeerJ, специалистам удалось прийти к некоторым выводам.

Скелет птеранодона и крупный план его шеи. Шейные позвонки отмечены римскими цифрами, зуб акулы показан красной стрелкой / © Natural History Museum of Los Angeles County

Во-первых, палеонтологам пришлось исключить, что зуб акулы длиною около 2,5 сантиметра прикрепился к позвонку птеранодона случайно: специалисты обнаружили, что зуб застрял между ребрами в шейных позвонках, что было явным свидетельством укуса. Зуб принадлежал крупной кретоксирине (Cretoxyrhina mantelli) — эта древняя вымершая акула-хищник была большой, быстрой и мощной, ее размер составлял около 2,4 метра в длину, а сам зверь был примерно сопоставим по внешнему виду и поведению с современной большой белой акулой.

Во-вторых, команда задалась вопросом, почему свидетельства столкновения вообще сохранились. Как правило, тяжелая акула кусает раздробленные кости птерозавра, оставляя мало следов. В этом случае зуб случайно застрял в костной части шеи. По словам ученых, этот случай настолько редкий, что может считаться первым зарегистрированным взаимодействием этого вида акул с птерозавром.

В-третьих, хотя исследователи никогда не смогут точно узнать правду, они предполагают, что атака произошла, когда птеранодон оказался наиболее уязвимым, растянувшись над водой, так как на приземление или взлет они тратили много времени.

«Изучение поведения этих животных важно для понимания жизни на Земле на протяжении долгого времени: к примеру, теперь мы знаем, что акулы охотились на летающих животных еще 80 миллионов лет назад», — подытоживает ученый.