Найден предок родственников крокодилов — Naked Science

Найден предок родственников крокодилов

Еще одно «недостающее звено» заняло место в палеонтологической картине мира.

2-virginiatech

Группа американских и китайских палеонтологов переопределила принадлежность Diandongosuchus fuyuanensis. Небольшое, около метра в длину, животное с короткой мордой и пастью, полной острых зубов, оказалось самым древним представителем полностью вымершего отряда рептилий — Phytosauria, жившего в триасовом периоде. То, что «новичок» жил, по меньшей мере, на пять миллионов лет раньше самого древнего из уже известных фитозавров, дает основание рассматривать его как предка группы, или, как обычно выражаются осторожные ученые, родственника предка. А чтобы понять, чем эта малозаметная новость может быть интересна читателям, потребуется краткий экскурс в естественную историю.

Живые организмы на нашей планете вымирали не один раз. Самым обширным было вымирание на рубеже пермского и триасового периодов, по которому и отделяются друг от друга эти геологические эпохи. Тогда из геологической летописи разом исчезли до 90% родов морских животных и около 70% сухопутных, в том числе не менее половины рептилий. Через несколько десятков миллионов лет они вернулись, чтобы вновь захватить господство на Земле. Гигантские (и не очень) ящеры владычествовали на ней до следующего массового вымирания, отделившего на сей раз мезозойскую эру от кайнозойской. Одной из заметных групп раннемезозойских пресмыкающихся были фитозавры, игравшие в биоценозе тех времен практически ту же роль, что крокодилы сегодня, — роль крупных пресноводных хищников. Они и внешне похожи настолько, что некоторые исследователи считают фитозавров предками крокодилов. Другие, правда, (и их большинство) полагают несомненное сходство результатом конвергентной эволюции.

Rutiodon validus, один из поздних фитозавров. Рис. Википедия.

Так или иначе, но фитозавры до новой эры не дотянули — это непреложный факт. Однако нельзя сказать то же самое про историю их возникновения – она, до поры, была неизвестна. В 2012 году статья с описанием древнего ящера попалась на глаза Мишель Стокер (Michelle Stocker), ассистенту профессора из Политехнического университета Вирджинии. Авторы первоначального описания отнесли рептилию к попозавридам, и для «восстановления справедливости» потребовался осмотр ее останков на месте. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.

Авторы статьи. Слева направо: Мишель Стокер, Стерлинг Небитт (оба – Политехнический институт Вирджинии), Сяо Чун Ву (канадский Музей природы), Ли-Юн Жао (Зеньжангский музей естественной истории). На переднем плане – ящик со скелетом описываемого животного.

Невзрачный «гость из прошлого» позволит нам лучше представить ход эволюции как фитозавров, так и рептилий в целом. В частности, длинные и относительно тонкие челюсти, характерные для ранее открытых видов этой группы, оказались позднейшим приобретением — изначально морда была короткой и широкой. То же можно сказать и о размерах: фитозавры не всегда достигали пяти-шести метров в длину, поначалу все было намного скромнее.

«Суть наших исследований заключается в постепенном заполнении пробелов в знаниях о том, как жили и как были устроены ископаемые животные. Diandongosuchus делает это для фитозавров», — резюмирует Мишель Стокер.

Компания Blue Origin провела успешный запуск космического аппарата типа New Shepard. В будущем такие корабли будут доставлять космических туристов на высоту примерно 100 километров.