06.11.2017
Редакция Naked Science
1 798

Найден нейромедиатор, блокирующий нежелательные мысли

Кембриджские микробиологи выяснили, что тормозной нейротрансмиттер ГАМК отвечает за подавление нежелательных воспоминаний. С его дефицитом в гиппокампе могут быть связаны навязчивые мысли и флешбеки у пациентов с шизофренией, посттравматическим расстройством и депрессией.

©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

В эксперименте, описанном в исследовании, ученые использовали классическую методику «думай/не думай». Участники эксперимента должны были выучить наизусть пары слов, никак между собой не связанных, например «дело»-«таракан»; ассоциация между словами задавалась только в рамках эксперимента. В дальнейшем испытуемым показывали слова по отдельности; зеленый цвет шрифта означал, что нужно постараться вспомнить заученную пару, красный – что о втором слове нужно стараться не думать.

Во время эксперимента исследователи отслеживали кровоснабжение мозга испытуемых с помощью функционального магнитно-резонансного томографа и магнитно-резонансного спектрографа. Изменения активности отдельных участков, измеренное с помощью фМРТ, сопоставили с данными об изменениях концентрации ключевых нейромедиаторов.

Оказалось, что способность блокировать нежелательные мысли зависит от нейротрансмиттера ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты), одного из главных тормозных нейромедиаторов ЦНС у человека и других млекопитающих. Чем меньше ГАМК в гиппокампе, тем сложнее человеку не думать о том, о чем напоминают внешние стимулы. Возможно, именно дефицитом ГАМК на молекулярном уровне объясняется связь гиперактивности гиппокампа при шизофрении с симптомами – галлюцинациями и навязчивыми мыслями.

Регулятором большинства функций мозга выступает префронтальная кора; она координирует и моторную кору, которая контролирует движения тела, и гиппокамп, в котором формируются, хранятся и из которого извлекаются воспоминания. «Механизм блокирования нежелательных движений во многом схож с тем, как префронтальная кора справляется с нежелательными воспоминаниями и мыслями. У нас есть много быстрых, рефлекторных реакций; во многих ситуациях они полезны, но в других не нужны или даже нежелательны; существуют механизмы, позволяющие нам подавлять невостребованные моторные реакции. Должен существовать подобный механизм, позволяющий блокировать нежелательные мысли», – поясняет Майкл Андерсон (Michael Anderson), профессор нейробиологии Кембриджского университета и один из авторов статьи.

Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК – важнейший тормозной нейромедиатор

Как правило, в подобных исследованиях уделяют особое внимание активности префронтальной коры; Андерсон и его коллеги впервые изучили активность и химию реакций, протекающих одновременно в префронтальной коре и в гиппокампе. Дефицит тормозного нейромедиатора в последнем может быть причиной галлюцинаций и навязчивых мыслей, характерных не только для шизофрении, но и других психических расстройств, в том числе посттравматического расстройства и депрессии.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.