23.08.2018
Редакция Naked Science

Найден быстрый и эффективный способ выращивания астроцитов

Он поможет в моделировании и лечении нейродегенеративных заболеваний.

Исследователи из Лундского университета (Швеция) опубликовали работу в журнале Nature Methods, в которой рассказали о методе, ускоряющем выращивание клеток мозга в два раза.

Астроциты — нейроглиальные клетки, по форме напоминающие звезду. Они играют важную роль в синаптических связях между нейронами. В частности, выделяют такие распространенные медиаторы, как ГАМК, АТФ, серин и другие, участвующие в передаче информации между нервными клетками.

Получение астроцитов в предыдущих исследованиях занимало месяц, шведские ученые сократили этот период в два раза. Автор работы Хенрик Ахлениус (Henrik Ahlenius) объяснил разницу:

«Многие использовали эмбриональные стволовые клетки для генерации астроцитов, но их методы имитировали нормальное развитие клеток в организме, что требовало немало сил и времени. Наш метод позволяет получить астроциты всего за одну-две недели».

В своей работе Хенрик Ахлениус и его коллеги показали, что избыточная экспрессия генов SOX9 и NFIB в стволовых клетках человека значительно ускоряет формирование астроцитов. На этом ученые не остановились и продемонстрировали, что их метод поможет в разработке лекарств от нейродегенеративных заболеваний.

Обычные клетки и клетки болезни Александера, помеченные флуоресцентными маркерами / Nature Methods

С помощью инструмента для редактирования генов CRISPR-Cas9 биологи внедрили в стволовые клетки мутацию, характерную для болезни Александера. Затем они применили новый метод на здоровых и измененных клетках. Мутированные астроциты показали признаки внедренной болезни. По словам исследователей, такое комбинирование технологий позволит быстрее проводить испытания и ускорит разработку лекарств.

Болезнь Александера относится к группе заболеваний, известных как лейкодистрофия. Этот наследственный недуг проявляется у детей до года. Он нарушает метаболизм в астроцитах, что приводит к задержке умственного развития, гидроцефалии и судорожным припадкам.

В июле биологи из Рокфеллеровского университета (США) изучили нейроны в ретикулярной формации и обнаружили те, которые, по их мнению, поддерживают возбужденное состояние центральной нервной системы (ЦНС). Эти клетки научились контролировать сами себя.

Архитектор из португальского города Порту Педро Рамальо (Pedro Ramalho) поделился своим видением прогулочной яхты недалекого будущего.