26.04.2017
Редакция Naked Science

NASA показало пролет «Кассини» между кольцами Сатурна

Автоматическая межпланетная станция «Кассини» 26 апреля приступит к первому пролету между Сатурном и его кольцами в рамках последней фазы жизни.

Первый «нырок» под кольца газового гиганта станция совершит в 12:00 по московскому времени. Скорость аппарата составит около 110 тысяч километров в час. Из-за высокого риска столкновения с частицами пыли, которое может изменить траекторию полета станции, «Кассини» развернута таким образом, чтобы ее основная антенна выполняла функцию щита, закрывающего почти все приборы (за исключением магнитометров). Поскольку антенна будет направлена в сторону от Земли, на время пролета связь с командным центром приостановится. Восстановить ее планируется 27 апреля в 22:05 по московскому времени.

В случае успеха «Кассини» совершит еще 21 оборот на близких орбитах, после чего, ориентировочно 15 сентября, войдет в верхние слои атмосферы. Миссия в это время будет сосредоточена на анализе частиц, составляющих кольца, в частности измерении их массы, возраста и точного состава: по современным представлениям, датировка образования колец Сатурна варьируется от нескольких миллионов до нескольких миллиардов лет. Кроме того, исследователи намерены проанализировать состав, динамику и структуру верхних атмосферы газового гиганта. До сих пор сделать этого не удалось из-за удаленности станции.

Количественные данные «Финальной оперы» / ©NASA

Последняя фаза жизни станции стартовала 22 апреля. На первом этапе она совершила последнее, 126-е, сближение с Титаном. Это позволило скорректировать траекторию полета и рекордно сократить расстояние до спутника — оно составило 979 километров. В ходе этапа «Кассини» сделала множество новых фотографий объекта, в том числе углеводородных озер и морей, расположенных в его северной полярной области. Скорость аппарата при этом возросла на три тысячи километров в час, а орбита — вытянулась и значительно изменилась. Проанализировать радиолокационные снимки команда миссии намерена на этой неделе.

«Кассини» — первый искусственный спутник Сатурна. Как часть миссии «Кассини-Гюйгенс» аппарат был запущен 15 октября 1997 года и предназначен для исследования планеты, системы ее колец, а также доставки спускаемого зонда «Гюйгенс» на Титан. При ширине 4 метра и высоте 6,7 метра взлетная масса станции составляла 5710 килограммов, включая 320-килограммовый зонд. «Кассини» оснащена двумя основными реактивными двигателями тягой 445 ньютонов каждый и 16 двигателями малой тяги. Он несет 12 научных приборов и питается от собственного термоэлектрического генератора на плутонии.

На орбиту Сатурна «Кассини» прибыла в июне 2004 года. Впоследствии NASA продлило миссию, и в 2010 году аппарат приступил к этапу «Солнцестояние» (Solstice), который завершился ранее. Новая миссия впервые позволила ученым полностью исследовать детали сезонного периода планеты. Ранее исследователи показали видеомодель этой фазы перед падением станции. За время работы «Кассини» сделала множество измерений и снимков Сатурна и Титана. Так, ранее станция передала на Землю самые детальные изображения колец и впервые запечатлела «шестигранный» вихрь на северном полюсе газгового гиганта.

Моделирование первого пролета между кольцами c 360-градусным обзором / ©NASA