Накопление в мозге частиц магнетита объяснили загрязнением воздуха — Naked Science

Накопление в мозге частиц магнетита объяснили загрязнением воздуха

Железные кристаллы магнетита образуются при сжигании ископаемого топлива и по обонятельному нерву проникают в мозг, накапливаясь и, возможно, вызывая его повреждения.

4331676192_cb7d07e803_b

Еще в 1992 г. в тканях головного мозга были обнаружены частицы железистого минерала магнетита (Fe3O4). И хотя его способны синтезировать многие бактерии, протисты и животные, даже его присутствие в человеческом организме оказалось большой неожиданностью. Количество магнетита в образцах тканей ученые оценили в 5 млн кристаллов на грамм, в некоторых участках достигающее 100 млн. Они группируются в скопления по 50-100 штук, но ни механизм, который позволил бы нашему телу синтезировать магнетит, ни роль, которую он мог бы играть в организме, до сих пор неизвестны. По некоторым гипотезам, небольшое накопление магнетита может быть своего рода атавизмом, пережитком давно неработающих систем, существовавших у наших далеких предков.

Новый анализ частиц магнетита провела профессор Ланкастерского университета Барбара Мэхер (Barbara Maher) и ее коллеги, о результатах работы ученые сообщают в журнале PNAS. Ученые собрали образцы тканей мозга у 37 умерших людей, живших в Мехико и британском Манчестере. Выделенные из них частицы магнетита исследовались с помощью различных методов электронной микроскопии, что позволило указать на их происхождение: загрязнение воздуха. В самом деле, кристаллы магнетита биогенной природы формируются аккуратными тетраэдрами или октаэдрами, но те, что наблюдали Мэхер и ее соавторы, оказались сферическими диаметром 150 нм и менее, вплоть до 18 нм.

На одну ровную частицу биологической природы приходились сотни сфер, сама их форма указывает на высокие температуры, в которых образовались эти железистые наночастицы. Такой жар не может поддерживаться ни в одном живом организме, эти частицы сформировались при сжигании ископаемого топлива и были выброшены в воздух автомобилями и самолетами, теплоэлектростанциями, фабриками и заводами. По мнению ученых, крошечные размеры позволяют им легко проникать в обонятельный нерв, а по нему пробираться в мозг.

Наносферы магнетита из загрязненного дыма, выброшенного ТЭЦ Didcot в Великобритании / ©Barbara Maher

Хуже всего то, что магнетит токсичен. На его поверхности образуются активные формы кислорода, способные вызывать опасное оксидативное поражение клетки. Продемонстрировано, что повышенное содержание магнетита в мозге может быть связано с развитием болезни Альцгеймера, а возможно, и с другими нейродегенеративными процессами.

Американский ученый показал, что деньги продолжают влиять на уровень благополучия и счастья человека, даже если средств у него очень много. И чем их больше, тем зачастую выше и удовлетворенность жизнью.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.