18.04.2017
Редакция Naked Science

На поверхности Цереры нашли «ледовые реки»

Исследователи выявили залежи льда на поверхности карликовой планеты Цереры. Причем «ледяные реки» двигаются от полюса к экватору. Эта особенность делает Цереру чем-то похожей на наш родной мир.

Анализ снимков, присланных космическим аппаратом Dawn, продемонстрировал, что залежи льда на поверхности Цереры являются своего рода «ледовыми реками», двигающимися от полюсов к экватору. Соответствующая статья была опубликована в журнале Nature Geoscience.

На снимках, полученных зондом Dawn в марте 2015 года, можно видеть две странные структуры: речь идет о загадочных белых пятнах в кратере Оккатор, а также необычной пирамидальной горе Ахуна, высота которой достигает 4 км. В дальнейшем ученые выяснили, что гора представляет собой «потухший» криовулкан, а белые пятна – это источник временной атмосферы Цереры, который состоит из водных паров. В других регионах выявили «чистый» лед, который указывал на непрерывное обновление поверхности планеты (дело в том, что эти льды должны были испаряться в космос).

Сейчас ученые исследовали залежи льда, являющиеся слишком большими, чтобы быть занесенными астероидами. Они сосредоточены преимущественно в приполярных регионах карликовой планеты. Как выяснилось, залежи постепенно двигаются вниз по склонам и по стенкам кратеров. Такое движение происходит по нескольким причинам: под тяжестью своей собственной массы при движении по крутым склонам и под действием таяния или испарения льда у подножия «ледовой реки» благодаря теплу Солнца или ударам метеоритов. Большое число «ледовых рек» говорит о том, что приблизительно половина от всего объема коры карликовой планеты может состоять изо льда.

Ранее, напомним, другая команда исследователей связала странное поведение атмосферы на Церере с солнечной активностью. Ученые полагают, что появление «сверхразреженной» атмосферы на карликовой планете вызывает поток заряженных частиц, прилетающих с нашего светила. Статья опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.