25.04.2017
Редакция Naked Science

Моль спасет планету от пластикового загрязнения

Испанские ученые обнаружили, что личинки насекомых-вредителей могут безопасно утилизировать мусор.

mol0

Пластиковое загрязнение — это процесс накопления в окружающей среде продуктов из пластмасс. Эти материалы сравнительно дешевы, поэтому предметы из них часто предназначены для одноразового или недолгого использования. Разлагаются пластики, наоборот, долго — до нескольких сотен лет. Утилизация таких отходов часто загрязняет окружающую среду.

Переработка пластмасс для вторичного использования остается достаточно дорогой, поэтому самый распространенный способ утилизации в мире — захоронение отходов. В России, по данным исследований, перерабатывается только 3–5% мусора. Иногда пластиковые отходы сбрасываются в реки и моря. В Мировом океане насчитывается пять крупных мусорных пятен: эти гигантские пластиковые «водовороты» образуются, поскольку океанские течения концентрируют в одной точке мусор, сброшенный в воду в прибрежных зонах. При сжигании пластики выделяют токсичные вещества.

Ученые ищут новые способы переработки пластмасс. Одно из новых и перспективных направлений — переработка при помощи биотехнологий. Некоторые живые организмы способны питаться пластиками и выделять биоразлагаемые соединения. Так, в 2015 году международная группа ученых обнаружила, что микроорганизмы, обитающие в желудке мучных червей, могут питаться полистиролом. Переработанный материал может использоваться в качестве субстрата для выращивания растений.

В новом исследовании специалисты Высшего совета по научным исследованиям Испании пришли к выводу, что личинки большой восковой моли (Galleria mellonella) также могут перерабатывать пластик. Эти насекомые считаются вредителями — их личинки поселяются в пчелиных ульях, поедая мед, пергу и воск, из которого состоят соты. Одна моль может повредить сотни восковых ячеек.

Одна из авторов исследования, биолог Федерика Берточчини в свободное время разводит пчел. Идея исследования появилась, когда Берточчини очищала улей от восковой моли. Она собрала личинок в пластиковый пакет, а позже обнаружила, что они прогрызли в пластике отверстия. «Мы провели множество экспериментов, чтобы проверить, насколько эффективно личинки уничтожают пластик. 100 личинок способны переработать 92 мг полиэтилена за двенадцать часов, что на самом деле очень быстро», — говорит Берточчини.

Федерика Берточчини с образцом личинки восковой моли, ResearchGate

Ученые предполагают, что в разложении пластика, как и в переработке воска, участвуют определенные энзимы — соединения, катализирующие химические реакции в живых системах. Следующим шагом исследователей станет выделение этих энзимов.

Статья опубликована в журнале Current Biology.

Ранее инженеры из Нидерландов разработали дорожное покрытие из переработанного пластика. Они заявили, что созданный материал способен выдержать температуру от –40 до 80 °C и прослужит в три раза дольше, чем привычный асфальт.