Мигрирующие птицы непонятно зачем пересекают весь Тихий океан — Naked Science

Мигрирующие птицы непонятно зачем пересекают весь Тихий океан

Долгие перелеты не любят ни люди, ни птицы: уж слишком много сил и энергии требуется на такое путешествие. И хотя многие мигрирующие птицы способны каждый год пересекать целые океаны, без большой необходимости эта форма поведения не возникает. Впрочем, иногда сомнения все-таки возникают: может, им это просто нравится?..

starik foto 2 (onbird

Пример тому – морские чистиковые птицы, обыкновенные старики Synthliboramphus antiquus, которые, как выяснилось, пересекают обширные и негостеприимные воды северного Тихого океана, преодолевая порядка 8 тыс. км над холодными волнами – только затем, чтобы вскоре повторить маршрут, двигаясь в обратную сторону. И делают это с неясной целью.

Подавляющее большинство мигрирующих птиц летают с севера на юг и обратно, часто даже пересекая экватор, в стремлении за летним теплом или зимней прохладой. Известны случаи и миграций вдоль параллелей, при которых птицы добираются в районы, особенно богатые пищей в то или иное время года. Но S. antiquus от своих миграций не могут получить ни того, ни другого.

Их миграции описали канадские орнитологи, утверждая, что это вообще единственный известный пример птичьих миграций через весь север Тихого океана. Рождаются старики на западе Канады, а зиму проводят в морях между Японией, Кореей и Китаем. И по пищевым ресурсам, и по климату области эти почти ничем не отличаются. «Все это чрезвычайно странно, – говорят исследователи. – Похоже, они совершают невероятно долгий путь без какой-либо очевидной выгоды».

Вообще S. antiquus изучены достаточно плохо. Считается, что обычно они мигрируют до Калифорнии и обратно, но некоторые встречи со стариками сбивали орнитологов с толку. То их замечали в глубине Северной Америки, ближе к восточному побережью, а то и вовсе в Великобритании. Канадские ученые проследили за их миграциями в 2013-2014 годах, обнаружив, что с июля по ноябрь птицы медленно движутся через северные области Тихого океана, от островов близ побережья Британской Колумбии и до Японии. В феврале они вернулись обратно, причем гораздо быстрее, покрыв то же расстояние менее чем за месяц – для этого им пришлось пролетать порядка 270 км в день.

Авторы подчеркивают, что серьезной причины для таких изнурительных перелетов обыкновенных стариков они не видят: температура и климат, ветреность и влажность по обе стороны Тихого океана на этой широте практически одинаковы. Правда, они могут мигрировать и просто… по привычке.

Генетические исследования показали, что S. antiquus появились в Азии и добрались в Америку сравнительно недавно. Возможно, дело просто в старых схемах поведения, которые были полезны птицам на «исторической родине» – и до сих пор не успели адаптироваться на новом континенте.