26.02.2014
Редакция Naked Science

В МФТИ создадут первый российский прибор для исследования Юпитера

В Московском физико-техническом институте разработают прибор, который поможет в исследовании Юпитера и его спутников. Он станет первым в истории российским научным прибором, который отправится к планетам-гигантам.

Artist_s_impression_of_JUICE

В Московском физико-техническом институте разработают прибор для изучения свойств атмосферы Юпитера и состава океанов его спутников, который войдет в миссию JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) Европейского космического агентства. Он станет первым в истории российским научным прибором, который отправится к планетам-гигантам.

Разработка российских ученых, представляющая собой терагерцовый гетеродинный детектор, станет одним из элементов cубмиллиметрового спектрометра SWI на борту космического аппарата JUICE.

Jupiter Icy Moon Explorer (JUICE) ? автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства, проектируемая для изучения системы Юпитера, главным образом ? спутников Ганимеда, Европы и Каллисто на предмет наличия у этих лун подповерхностных океанов жидкой воды. В цели миссии JUICE входит исследование Ганимеда как богатого водой мира, что имеет важнейшее значение для определения потенциальной обитаемости Солнечной системы вне Земли. Кроме того, особое внимание будет уделено исследованиям уникальных магнитных и плазменных взаимодействий Ганимеда и Юпитера.

Детектор позволит напрямую определить скорости потоков ветра в разных слоях атмосферы Юпитера, а также узнать состав океанов спутников Юпитера Европы и Ганимеда, исследуя проникшие через разломы в ледяной коре в космос летучие вещества. Прибор сможет отслеживать их предельно малые концентрации.

Детектор будет создан в недавно открывшейся в МФТИ Лаборатории терагерцовой спектроскопии в сотрудничестве с «мегагрантовской» Лабораторией инфракрасной спектроскопии.

В начале 2020-х годов российские и европейские ученые планируют отправить автоматы для исследования системы Юпитера, что станет для обеих сторон первой попыткой оказаться на дальних окраинах Солнечной системы.

Российские и европейские ученые собираются в начале 2020-х годов отправить автоматы для исследования системы Юпитера ? это станет первой и для России, и для Европы попыткой проникнуть на дальние окраины Солнечной системы, где до сих пор бывали только американские станции и европейский зонд «Гюйгенс».

Европейская миссия JUICE (JUpiter ICy moon Explorer) была утверждена 2 мая 2012 года. Примерная стоимость программы составляет 850 млн евро. Планируется, что аппарат достигнет Юпитера в 2030 году.