Люди заселили Арктику 45 тыс. лет назад, – российские ученые — Naked Science

Люди заселили Арктику 45 тыс. лет назад, – российские ученые

Ученые выяснили, когда именно люди заселили Арктику. Ответить на этот вопрос помогли мамонты, а именно – мамонт Женя, туша которого была найдена в 2012 году.

meteovesti

Споры о том, когда именно люди заселили Арктику, не утихают в научном мире много десятилетий. Теперь же в престижном научном журнале Science вышла статья российских исследователей, в которой они детально рассматривают этот вопрос. На помощь палеонтологам из Санкт-Петербурга пришла необычная находка: речь идет о туше мамонта, которую нашли возле метеорологической станции Сопочная Карга в 2012 году. Находку назвали уникальной, ведь сохранился не только скелет, но и фрагменты шкуры, мяса, жира и даже ряда внутренних органов. Мамонта назвали Женей, к нему сразу же оказалось приковано внимание ученых со всего мира.

Уже потом были выявлены порезы на костях животного, а также следы копий и других орудий. Это означает, что существо стало жертвой охотников, которые промышляли в тех местах примерно 45 тыс. лет назад. Установить возраст туши помогло вычисление доли радиоактивного углерода-14 в тканях. То, что часть животного осталась недоеденной, по словам ученых, говорит о том, что недостатка в пище у людей того времени не было.

Мамонт Женя может перевернуть наше представление о заселении Арктики. Согласно представленным выводам российских ученых, люди проникли туда на 10–15 тыс. лет раньше, чем считалось ранее. Но как они выживали в условиях столь сильного холода? Сами ученые полагают, что именно охота на мамонтов и сыграла в этом ключевую роль. За счет этого первые популяции были обеспечены достаточным количеством пищи, и люди получили возможность заселить арктические районы Сибири и дойти до Берингова пролива. Эти выводы также означают, что первые люди могли заселить и Америку намного раньше, чем принято считать.

Находка позволила выяснить технику охоты на мамонтов. Раны на черепе Жени говорят о том, что люди целились копьем в основание хобота. Это приводило к разрыву множества артерий и быстрой смерти животного от потери крови. Нечто подобное, кстати, можно видеть на примере жителей Африки, которые охотятся на слонов.

Сейчас разные исследователи все чаще говорят о том, что причиной исчезновения мамонтов стала именно охота на этих животных. Но один из авторов статьи в журнале Science Владимир Питулько считает, что главную роль в этом сыграл климатический фактор. Сначала мамонты пытались скрыться от изменений климата в более благоприятных для них районах. Окончательную точку в их существовании поставило то, что эти регионы уже были заселены людьми, которые и стали истреблять оставшихся мамонтов.