Китай впервые в мире передал «безопасные» данные с квантового спутника на Землю — Naked Science

Китай впервые в мире передал «безопасные» данные с квантового спутника на Землю

Находящийся на орбите китайский спутник «Мо-Цзы» впервые в мире успешно передал данные на Землю, используя квантовую криптографию, которая исключает возможность взлома.

К квантовому спутнику «Мо-Цзы» приковано внимание ученых со всего мира. Год назад китайцы впервые в мире вывели на орбиту аппарат такого типа. 16 августа ракета «Великий поход 2Д» с аппаратом на борту стартовала с космодрома Цзюцюань на севере Китая. Уже 19 августа 2016 года китайские специалисты получили первые данные. Наземная станция управления приняла 202 мегабайта информации в хорошем качестве, после чего ученые начали ее обработку.

Аппарат ввели в эксплуатацию 18 января 2017 года после того, как он успешно прошел серию тестов. Испытания включали в себя проверку работоспособности спутниковой платформы, тест под нагрузкой и проверку разных каналов связи космического аппарата с наземными комплексами. «Мо-цзы» планировали ввести в эксплуатацию еще раньше, в ноябре 2016-го, но потом эти сроки перенесли.

Теперь «Мо-Цзы» впервые в мире передал на Землю данные при помощи квантовой криптографии. Согласно информации, предоставленной агентством «Синьхуа», сигнал направили на наблюдательную станцию Синлун, расположенную в горной цепи Яньшань, что в северном Китае. Также сигнал со спутника был направлен на станцию Наньшань в северо-западной части КНР. На момент передачи данных расстояние между аппаратом «Мо-Цзы» и Землей варьировалось от 645 до 1200 км. Специалисты отмечают, что передача данных с помощью волоконно-оптического кабеля на таком расстоянии заняла бы в разы больше времени.

Окно для проведения эксперимента открылось на десять минут при пролете спутника над территорией КНР. За это время возможна генерация и передача на станцию 300 кбит информации, которую нельзя прочесть стороннему наблюдателю.

“Мо-цзы” / ©bbci

Масса спутника «Мо-Цзы» составляет 600 кг. Общая его стоимость, по оценкам экспертов, составляет около 100 млн долларов США. В данный момент аппарат находится на солнечно-синхронной орбите.

Если проводить аналогию с обычными методами передачи данных, квантовые сети имеют одно неоспоримое преимущество: они защищены от стороннего считывания. Последнее достигается посредством т. н. принципа неопределенности Гейзенберга. Кто-либо посторонний может попытаться взломать квантовый канал, но в этом случае передаваемая информация будет просто уничтожена. Китайские ученые полагают, что спутник «Мо-Цзы» позволит Поднебесной построить коммуникационную сеть, неуязвимую для любых хакеров. Это можно будет сделать примерно к 2030 году.