Кишечные бактерии сделают любую донорскую кровь универсальной — Naked ScienceNaked Science
22.08.2018, 05:52
Naked Science

Кишечные бактерии сделают любую донорскую кровь универсальной

В кишечной микрофлоре обнаружены ферменты, способные удалять агглютиногены с поверхности эритроцитов, превращая кровь любой группы в универсальную — первую.

blood0

В зависимости от унаследованного набора генов, наши эритроциты могут нести на поверхности белки, соединенные со специфическими углеводами, — гликопротеины (А- и В-агглютиногены). Незнакомые гликопротеины донорской крови могут распознаваться иммунной системой, вызывая слипание эритроцитов. Несколько лет назад ученые уже показывали, что кровь любой группы можно превратить в первую, обработав ее ферментами-гидролазами, которые удаляют остатки углеводов из гликопротеинов. Это лишает эритроциты А- и В-агглютиногенов, переводя кровь в группу I.

К сожалению, до сих пор такое превращение было недостаточно эффективным для того, чтобы можно было говорить о практическом применении. Важным шагом к этому стала новая работа Стивена Витерса и его коллег, которым удалось выделить гидролазы кишечных бактерий, действующие на порядок лучше предыдущих вариантов. Интересно, что поначалу поиск велся среди ферментов комаров и пиявок, животных, способных переваривать кровь, однако решение пришло с неожиданной стороны.

Слизистая поверхность кишечника весьма богата муцинами — как и агглютиногены крови, это белки, связанные с остатками углеводов (гликопротеины). Многие из обитающих здесь микробов, помогающих нашему пищеварению, способны закрепляться на муцинах и питаться этими молекулами, что дало надежду на то, что они способны и разрушать агглютиногены эритроцитов. Не пытаясь работать с разными видами бактерий по отдельности, ученые получили общую ДНК из образца кишечной микрофлоры, из которой выделяли гены и группы генов, переносили их в лабораторные штаммы E. coli и смотрели, какие из бактерий проявят нужную активность.

Изучив сотни ГМ-колоний, авторы нашли среди них те, которые оказались способны удалять агглютиногены с эритроцитов, и уже тогда определили работающие у них гены и белки. Эффективность некоторых этих ферментов оказалась в 30 раз выше, чем у ранее найденного белка. Разумеется, прежде чем такие инструменты окажутся в руках медиков, предстоят многочисленные исследования и клинические испытания, однако новый шаг к превращению любой крови в универсальную прямо в больнице, там и когда она понадобится людям — сделан.