14.07.2017
Редакция Naked Science

Изобретательность белок оказалось долговечной

Зоопсихологи из Эксетерского университета показали, что белки могут распространять новый опыт на похожие задачи и воспроизводить его спустя долгое время.

8707234496_76dbf849e3_k

Важным критерием продуктивности животного выступают способности к достижению целей. Активное изучение этого аспекта поведения началось недавно (в 2000-х годах), но уже позволило выделить ряд связанных с ним признаков: упорство, гибкость, разнообразие тактик и избирательность. Любопытно, что вклад последних варьируется исходя из значимости стратегий для таксона. Так, общую эффективность пятнистых гиен (Crocuta crocuta) во многом определяют настойчивость и умение переключаться между подходами. Тогда как опыт каролинских белок (Sciurus carolinensis) указывает, что рост пластичности может ухудшать приоритизацию — ключевой для поиска спрятанных орехов навык.

Поскольку избирательность необходима для воспроизведения действий спустя некоторое время и в похожей ситуации, она тесно связана с когнитивными способностями. Последние, тем не менее, до сих пор не рассматривались в связке со всеми аспектами решения задач на примере одного вида. Чтобы восполнить пробел, авторы новой работы провели эксперимент с пятью S. carolinensis. На первом этапе животные учились добывать орехи, помещенные в прямоугольную коробку с пятью противолежащими отверстиями. В каждое из них был продет рычаг, только на одной стороне которого находилась пища. Причем самым оптимальным способом получить ее было подтянуть к отверстию рычаг со стороны, удаленной от стимула.

Конструкции коробок, которые использовались в эксперименте / ©Pizza Ka Yee Chow et al., Animal Cognition, 2017

Через шесть дней животные выполняли новую задачу. Орехи в этом случае располагались по схожей схеме, но коробка имела форму треугольной призмы и иной цвет. Затем процедуры повторялись спустя 22 месяца. Таким образом авторы могли проверить, насколько грызуны могут вспоминать и распространять полученные навыки, а также то, как быстро, оптимально, изобретательно и гибко они подойдут к добыче пищи. Наблюдения показали, что по прошествии почти двух лет белкам требовалось больше времени для получения орехов, но они по-прежнему чаще предпочитали взаимодействовать с целевыми рычагами. Кроме того, несмотря на новизну стимула, S. carolinensis также быстрее решали вторую задачу.

С накоплением опыта доля эффективных действий и гибкость тактик (для прямоугольной коробки) возрастала. При этом остальные характеристики, в том числе в тестах с призматической коробкой, практически не изменились. Наиболее сильную корреляцию с успешным получением пищи продемонстрировали пластичность и избирательность поведения. По словам авторов, полученные данные свидетельствуют о том, что память и определенные стратегии помогают белкам достигать значимых целей даже спустя большие промежутки времени. За короткий период все грызуны освоили и воспроизвели лучший способ добычи плодов (неэффективным считалось нажатие на рычаг со стороны, ближайшей к ореху).

Статья опубликована в журнале Animal Cognition.

Ранее ученые выяснили, что белки представляют собой большую угрозу для энергетической инфраструктуры, чем хакеры.