20.11.2013
Редакция Naked Science

Иммунитет борется с собой

Стафилококк научился «взламывать» иммунную систему.

1024px-CDC-10046-MRSA

Примерно каждый пятый человек на Земле является носителем бактерий Staphylococcus aureus. Это тот самый золотистый стафилококк, который служит причиной большинства мелких кожных инфекций, а его метициллин-резистентный штамм (MRSA) ? трудноизлечимых больничных сепсисов, пневмонии и других заболеваний.

Стоит признать, что способности золотистого стафилококка противостоять атакам со стороны иммунной системы достойны восхищения. Недавняя работа американских биологов обнаружила еще одно важное оружие этих бактерий: их способность «взломать» иммунную защиту и направить ее против самой себя.

Одну из первых линий обороны нашего тела от инфекций занимают нейтрофилы, подвижные лейкоциты, способные поглощать небольшие чужеродные агенты и клетки. Другой способ их активности ? нетоз, при котором нейтрофил «запутывает» противника в сложной сети из ДНК и белков, после чего те уничтожаются другими иммунными клетками, макрофагами. Но ученые не раз замечали, что макрофаги нередко просто гибнут в месте скопления бактерий золотистого стафилококка. В чем же их секрет?

Чтобы выяснить это, профессор Олаф Шнеевинд (Olaf Schneewind) и его команда пробовали один за другим «выключать» гены бактерии и наблюдать за тем, как она будет заражать живую ткань. Так они выделили два мутантных штамма, которые все-таки не могли избегать атаки макрофагов. Эти штаммы несли неактивные гены белков нуклеазы (nuc) и аденозин-синтетазы А (adsA). Более того, если эти гены снова активировались, стафилококк опять получал способность уходить из-под атаки макрофагов.

Продолжая эксперименты, ученые растили S. aureus отдельно с макрофагами и с нейтрофилами. В обоих случаях иммунные клетки чувствовали себя и действовали отлично, но если к ним добавляли вещество, которое в нашем организме запускает у нейтрофилов выработку их «ловчих сетей», макрофаги в присутствии бактерий быстро погибали. Ученые поняли, что именно нетоз нейтрофилов заставляет стафилококка производить какой-то токсичный агент, уничтожающий макрофаги.

Вскоре это вещество удалось выделить и показать, что оно воздействует сперва на «ловчие сети» нейтрофилов, превращая их в смертельную для макрофагов субстанцию. «С учетом ранее выясненных механизмов, с помощью которых золотистый стафилококк подавляет адаптивный иммунный ответ, успех этой инфекции полностью гарантирован», ? резюмирует профессор Шнеевинд. Осталось понять, что сможет противопоставить этому современная медицина.