Грибы разрушают горы кислотой и раскалывают гибкими отростками — Naked Science

Грибы разрушают горы кислотой и раскалывают гибкими отростками

Ученые исследуют взаимодействия между минеральной поверхностью скал и обитающими на них микробами – прежде всего грибами, которые разрушают камень, выделяя из него вещества для роста.

griby

Молодые скалы и обнажившиеся породы первыми осваивают грибы и лишайники. Понемногу разрушая камни, они накапливают слой органики, на котором могут существовать уже следующие группы «поселенцев». В химических процессах, которые называются выветриванием, микробы играют одну из главных ролей, однако многие детали этого действия только начинают проясняться.

Группа американских геохимиков впервые подробно изучила взаимодействия между грибками Talaromyces flavus и минеральной подложкой, на которой они растут. Образцы были обнаружены в шахте по добыче серпентинов – железо-магниевых гидросиликатов – близ китайского Дунхая. Микробы доставили в лабораторию, где выращивали на поверхности минералов, внимательно изучая все происходящее.

В частности, авторы обнаружили, что как только грибок закрепляется на камне, уровень кислотности (pH) выделяемой им жидкости резко падает – клетки его начинают производить заметные количества кислоты, которая «разъедает» минерал. В этой смеси отмечается и высокое содержание сидерофоров – низкомолекулярных хелатирующих агентов, способных образовывать комплексы с ионами металлов и обладающих высоким сродством к железу. Такое «химическое оружие» позволяет T. flavus понемногу разрушать камень, выделяя из него необходимые для жизнедеятельности вещества.

С помощью этих методов грибы способны буквально «разъедать» скалы, прорастая на большую глубину нитевидными образованиями (гифами) и раскалывая их, словно гибкими лезвиями. По подсчетам ученых, давление в таких узких расщелинах может достигать сотен атмосфер, что лишь способствует питанию T. flavus: оно раскалывает железосодержащие кристаллы, облегчая доступ грибов к их «вкусной» сердцевине. Добытые таким образом железо и магний служат важными участниками биохимических цепочек для фиксации атмосферного углекислого газа и производства энергии.

Первое в своем роде исследование показало, что в развитых странах и государствах с доходом выше среднего число самоубийств в первые месяцы пандемии осталось в основном неизменным или даже снизилось по сравнению с ожидаемыми уровнями. Хотя ученые отметили и некоторые исключения.