Генномодифицированных мышей научат вынюхивать мины — Naked Science

Генномодифицированных мышей научат вынюхивать мины

Генетики из Хантерского колледжа (США) разработали методику коррекции ДНК, которая повышает чувствительность обонятельных рецепторов к определенным запахам. Об этом пишет Science.

На первом этапе исследования ученые сформировали цепочку ДНК, которая при введении в ядро оплодотворенной яйцеклетки животных, стимулировала развитие рецептора M71. Этот обонятельный рецептор ориентирован на обнаружение в воздухе ацетофенона — химического соединения, которое пахнет как жасмин. Добавление четырех и более копий новой цепочки ДНК позволило расширить представленность M71 в организме мышей с 0,1 до 1%.

Аналогичным образом была выведена линия грызунов с повышенной представленностью человеческого рецептора OR1A1, различающего мятоподобные запахи. При этом доля OR1A1-рецепторов в структуре обонятельных нейронов таких особей выросла с 0,1 до 13%.

В последующем эксперименте обеим группам животных предлагались на выбор две емкости с водой — чистой и смешанной со следовым количеством возбудителей M71 или OR1A1. При потреблении воды с примесями мыши подвергались инъецированию веществ, провоцировавших рвоту. Предполагалось, что в связи с крайне незначительным содержанием целевых соединений в емкостях их различение могло происходить только на основании мутаций.

В результате обеим группам грызунов удалось с вероятностью, превышающей статистическую погрешность, освоить обнаружение чистой воды. M71-модифицированные особи оказались вдвое, OR1A1-модифицированные — в 100 раз более чувствительными к целевым соединениям, чем животные из контрольной группы.

По мнению ученых, открытие может лечь в основу дальнейших исследований, направленных на «взлом обонятельного кода». Его результаты также могут использоваться в прикладных целях, например при создании ароматизаторов и биосенсоров для выявления заболеваний на ранних стадиях. Кроме того, теоретически, модифицированных таким образом животных возможно обучить обнаружению мин при очень низкой концентрации тротила и других опасностей.

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?