Галактики «убивают» загадочные «красные гейзеры» — Naked Science

Галактики «убивают» загадочные «красные гейзеры»

Ученые выяснили, что «убивает» галактики. В этом виновата сверхмассивная черная дыра.

Как мы знаем, звезды формируются из сгустков газа. Однако в некоторых случаях наличие такого «стройматериала» вовсе не способствует появлению новых светил. Исследования показали, что в самых «спокойных» галактиках прекращается процесс образования новых звезд, и они, таким образом, превращаются в «галактики-зомби». Обычно это связывают с активизацией сверхмассивных черных дыр, опустошающих галактики. Однако многие моменты, связанные с этим явлением, оставались загадкой для научного мира.

Представляющий Университет Токио Эдмонд Чунг (Edmond Cheung) и его коллеги постарались найти ответы. Они проанализировали галактический атлас SDSS-IV MaNGA, который был подготовлен в рамках Слоановского цифрового небесного обзора. Данный проект ориентирован на широкомасштабное исследование изображений и спектров звезд и галактик. Наблюдения проводятся посредством 2,5-метрового широкоугольного телескопа в Обсерватории Апачи-Пойнт (США, штат Нью-Мексико). Теперь, как мы уже говорили, в центре внимания оказались «тихие» близлежащие галактики, процесс звездообразования в которых почти прекратился.

Во всех случаях можно было видеть похожую картину: газ вращался вокруг галактического центра не равномерно, а хаотично. Эдмонд Чунг и его коллеги решили рассмотреть этот момент более подробно на примере галактики Акира. Оказалось, что вышеописанный процесс там происходил из-за влияния структур, получивших название «красные гейзеры».

Речь идет о конических пучках газа, которые иногда выбрасывает сверхмассивная черная дыра, находящаяся в центре галактики. Такие потоки оказывают огромное воздействие на звездообразование. Мощность «красных гейзеров» такова, что они «перемешивают» газ в галактике, разогревают его и делают непригодным в качестве «стройматериала» для новых звезд. Примечательно и то, что эти пучки, как показывает исследование, могут образовываться возле черной дыры даже в том случае, если последняя не поглощает большие массы пыли и газа.

Сверхмассивные черные дыры остаются для научного мира загадкой: доподлинно неизвестна причина их образования. Между тем мы знаем, что такой объект находится в центре нашей Галактики, а также в центрах многих других галактик. Сверхмассивная черная дыра выступает в роли «дирижера» галактических процессов.

Напомним, не так давно еще одна группа исследователей установила максимально возможную массу черной дыры, которая, по мнению экспертов, способна достигать 50 млрд солнечных масс.