Астрономы установили максимально возможную массу черных дыр – и она просто огромна — Naked Science

Черные дыры, которые расположены в активных ядрах крупных галактик, недаром называют сверхмассивными. Рекордсменка – квазар S5 0014+81 в созвездии Цефей – по примерным расчетам может достигать массы 40 млрд масс Солнца, хотя эти выкладки и нельзя считать достаточно надежными. Тем не менее, такое возможно: по новым данным, эти великанши могут достигать вплоть до 50 млрд солнечных масс.

151218085632_1_900x600

Название новой статьи профессора британского Университета Лестера Эндрю Кинга (Andrew King) – «Насколько большими могут вырастать черные дыры?» – исключительно прозрачно. В самом деле, сверхмассивные черные дыры, окруженные громадными массами газа и пыли, питаются этим веществом, постоянно увеличиваясь. Но есть ли предел этому росту?

Расчеты, проведенные профессором Кингом, указали, что существует верхний предел, после которого аккреционный диск материи уже не может формироваться, и дыра должна перестать набирать «лишний вес». 50 млрд солнечных масс – это, видимо, граница, за которую в обычных условиях даже сверхмассивные черные дыры выбраться не могут.

Впрочем, еще одним источником «пищи» для сверхмассивных черных дыр могут служить близлежащие звезды и другие черные дыры. С ними они теоретически способны вырастать и больше 50 млрд солнечных масс. «Более крупные черные дыры, в принципе, возможны, – поясняет профессор Кинг, – например, если дыра почти достигла максимального предела и затем слилась с еще одной дырой». Кинг также отмечает, что материи в их окрестностях уже не останется – а ведь именно благодаря свечению раскаленного вещества мы наблюдаем эти объекты, – так что увидеть колоссальное слияние мы вряд ли сумеем.

«С другой стороны, обнаружить такие объекты возможно другими путями, – добавляет Эндрю Кинг. – Например, благодаря гравитационному линзированию, отклонению излучения их огромной массой. Или – в будущем – с помощью гравитационных волн, которые, по предсказаниям Общей теории относительности, должны порождать подобные события».

Космический телескоп имени Хаббла не впервые испытывает различные отказы оборудования — старичку уже 31 год, как-никак. Но на этот раз проблема, похоже, действительно серьезная: инженеры NASA уже неделю работают над ее решением и до сих пор существенного прогресса достигнуть не удалось.