Ученые изучили распыляющуюся галактику — Naked Science

Ученые изучили распыляющуюся галактику

Галактика NGC 4258 (Messier 106) в созвездии Гончие псы расположена на расстоянии в 23 млн световых лет от Млечного пути. В 60-х годах ХХ века у галактики разглядели два дополнительных спиральных рукава, видимых в радио- и рентгеновском диапазонах, в которых нет звезд. Американские исследователи проанализировали природу и влияние ударных волн от сверхмассивной черной дыры в центре этой галактики.

m106

В ходе исследования американских специалистов выяснилось, что сверхмассивная черная дыра в галактике NGC 4258 выбрасывает мощные струи, в которых находятся частицы высоких энергий. Они, ударяясь о диск галактики, производят ударные волны, которые, в свою очередь, нагревают состоящий из молекул водорода галактический газ до температур в тысячи градусов Цельсия.

Судя по рентгеновским изображениям, в областях выше и ниже плоскости галактического диска находится множество огромных скоплений горячего газа, которые, как отмечают авторы исследования, сначала появились там, после чего уже ударными волнами были выброшены за пределы галактического диска.

Согласно данным ученых, основная часть газа в течение 300 миллионов лет будет выброшена из диска галактики NGC 4258. Это, в свою очередь, замедлит процесс звездообразования в ней, которое в настоящее время в 10 раз медленнее, чем в Млечном Пути.

Космический телескоп «Гершель», предназначенный для полномасштабного изучения инфракрасного излучения в космосе, оценил массу газа в галактике NGC 4258, которая может использоваться для образования звезд.

Телескоп «Гершель» с зеркалом диаметром 3,5 метра, созданный ЕКА, является крупнейшим космическим телескопом, работающим в инфракрасном спектре, из когда-либо запущенных.

Авторы исследования при помощи телескопов NASA получили совокупное изображение галактики, изучая в различных диапазонах электромагнитного спектра ударные волны и аномальные рукава.

Если сравнить сверхмассивную черную дыру в центре NGC 4258 с аналогичным объектом в центре Млечного Пути, то последний окажется в 10 раз меньше. Кроме того, черная дыра в галактике NGC 4258 использует гораздо больше вещества. Таким образом, она одновременно замедляет процессы звездообразования и распыляет вещество в виде аномальных рукавов.

Данное исследование поможет разобраться в том, какое воздействие на звездообразование и эволюцию галактик в целом может иметь природа черной дыры.