SPHERE: революционный приемник для наблюдений экзопланет — Naked Science

SPHERE: революционный приемник для наблюдений экзопланет

На телескопе VLT установлен новый спектрополяриметрический приемник высокого контраста для наблюдений экзопланет SPHERE (Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch instrument). Ожидается, что новое устройство произведет революцию в детальных исследованиях экзопланет и околозвездных дисков.

eso1417c

Революционный приемник для наблюдений экзопланет SPHERE, установленный на VLT в обсерватории ESO Паранал в Чили, провел свои первые наблюдения. В частности, получены впечатляющие изображения пылевых дисков вокруг близких к Солнцу звезд.

Качество получаемых данных приемника, сочетающего в себе несколько передовых технических решений, существенно улучшилось по сравнению с существующими детекторами. Это стало возможным, в частности, благодаря новейшим методам в области адаптивной оптики, специальных детекторов и коронографических компонентов.

Инструмент SPHERE вскоре после его установки на третий «юнит» (Базовый телескоп) комплекса VLT ESO. Большую часть кадра занимает сам телескоп, корпус инструмента – черная коробка в нижней правой части кадра

©ESO/J. Girard

SPHERE – чрезвычайно сложный инструмент. Благодаря напряженной работе множества людей, участвовавших в его проектировании, строительстве и установке, он уже превзошел наши ожидания. Прекрасный прибор!

– Жан-Люк Бози (Jean-Luc Beuzit) из Института планетологии и астрофизики в Гренобле (Франция), главный исследователь проекта SPHERE

SPHERE предназначен для поиска и определения характеристик гигантских экзопланет, обращающихся вокруг ближайших к нам звезд. Метод исследования – получение прямых изображений планет.

Большинство известных сейчас экзопланет были открыты косвенными методами, по изменениям лучевых скоростей звезд или по падениям блеска звезд в результате затмения их экзопланетами. Лишь для нескольких планет удалось получить прямые изображения (eso0515, eso0842).

– Первая из трех новейших техник, примененных в SPHERE – адаптивная оптика, корректирующая влияние атмосферы Земли так, чтобы изображение стало более резким и контраст увеличился. Затем для блокирования света от звезды используется коронографическая методика, дающая дальнейшее увеличение контраста. И, наконец, в детекторе применен новый метод дифференциального построения изображений, в основе которого лежит разделение световых сигналов от звезды и от планеты по их цветовым и поляризационным характеристикам. Именно трудноуловимые различия в этих параметрах и позволяют, в конечном счете, сделать видимыми остававшиеся до настоящего времени невидимыми экзопланеты (ann13069, eso0503), – говорится на сайте Европейской южной обсерватории (ESO).

В ходе тестирования было получено лучшее на сегодняшний день изображение пылевого кольца вокруг близкой к нам звезды HR 4796A. Изображение, на котором можно рассмотреть диск с рекордной четкостью, демонстрирует также умение приемника подавлять свет яркой звезды в центре снимка.

Полученное с приемником SPHERE изображение пылевого кольца вокруг звезды HR 4796A