Двухминутные перебежки укрепили кости женщин — Naked Science

Двухминутные перебежки укрепили кости женщин

Исследователи из Эксетерского университета и Университета Лестера пришли к выводу, что непродолжительные высокие нагрузки могут повысить прочность костей женщин в большей степени, чем долгие и умеренные.

Остеопороз проявляется в уменьшении прочности костей. Риск нарушения повышают многие факторы, в том числе пожилой возраст и пол: у женщин оно выявляется значительно чаще, чем у мужчин, особенно после менопаузы. Предполагается, что снизить вероятность болезни могут регулярные физические упражнения. Но в отличие от профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (150 минут в неделю подходами от 10 минут при умеренной нагрузке), оптимальные для стимуляции метаболизма костной ткани интенсивность и частота занятий неясны. Недостаточные усилия будут неэффективны, а чрезмерные могут привести к обратному эффекту — уменьшению костной массы — или травмам. Авторы новой работы восполнили этот пробел.

Для этого ученые рассмотрели случаи 1218 здоровых женщин до и 1316 — после наступления менопаузы, данные о которых содержались в Биобанке Великобритании (UK Biobank). В течение шести дней, включая выходной, они носили наручный акселерометр. Таким образом исследователи получили статистику общей физической активности, с помощью которой рассчитали средние дневные значения. Минеральная плотность костной ткани измерялась ультразвуковым остеоденситометром по пяточной кости и затем сравнивалась с показаниями датчиков. Сопоставление проводилось на основании работы 2014 года: согласно ей, умеренная и высокая нагрузка соответствует значениям акселерометра 100 и 400 милли-g соответственно.

Эти значения авторы новой статьи адаптировали с учетом силы нормальной реакции, оптимальной для кости. В результате за пороговые (около трех-шести MET — метаболических эквивалентов) они взяли 750 и 1000 милли-g, которые примерно сопоставимы с бегом трусцой — на скорости восемь и десять километров в час соответственно. Отдельно ученые рассмотрели динамику изменений в интервалах активности 50–99, 100–749 и 100–999 милли-g. Последующее моделирование показало, что плотность костей у женщин до менопаузы статистически значимо возрастала при наиболее высоких нагрузках, причем эффект наблюдался только для подходов, продолжительность которых составила не менее одной минуты.

Напротив, после наступления менопаузы лучше с прочностью скелета ассоциировались нагрузки чуть меньшей интенсивности — 750 милли-g. Тенденция также была связана с определенной длительностью упражнений: они должны были превышать одну минуту. В обеих группах увеличение минеральной плотности ткани достигало четырех и шести процентных пунктов для одной-двух и более двух минут соответственно. По словам исследователей, полученные данные указывают, что для костей короткие и высокие нагрузки, по-видимому, полезнее долгих, но умеренных. Тем не менее, неизвестно, как с показателем коррелируют частота и количество таких подходов в неделю. Прояснить это планируется в дальнейших работах.

Статья опубликована в The International Journal of Epidemiology.

Ранее ученые выяснили, что подпороговые нагрузки способствуют развитию физической силы в большей мере, чем низкие. А о том, вреден или полезен бег для суставов, смотрите в нашем видео.

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.