04.07.2017
Редакция Naked Science

Дважды летавший к МКС Dragon вернулся на Землю

Транспортный корабль Dragon компании SpaceX, совершивший два полета к Международной космической станции (МКС), успешно приводнился в Тихом океане.

ll

Все проекты SpaceX предполагают разработку космических аппаратов, рассчитанных на многократное использование. Ожидается, что это значительно сократит расходы на подготовку миссий. Так, частично многоразовым является носитель среднего класса Falcon 9 Full Trust (FT). Весной 2016 года компания впервые в истории ракетостроения посадила первую ступень Falcon 9 FT на плавучую платформу и спустя год задействовала ее в запуске спутника связи SES-10. В июне повторная эксплуатация коснулась первой ступени, с помощью которой в начале года на орбиту были выведены десять спутников Iridium NEXT. Ранее стало известно, что такой порядок снизил затраты предприятия вдвое.

Кроме ракет-носителей SpaceX производит космический корабль Dragon. Сейчас он предназначен для доставки грузов на МКС, в перспективе его пилотируемую версию планируется использовать для транспортировки людей. Начиная с 2012 года Dragon остается единственным аппаратом подобного типа, который может возвращаться на Землю. В мае 2017 года компания впервые повторно запустила в космос спускаемую капсулу корабля — в 2014 году она несла полезную нагрузку в рамках миссии CRS-4. На этот раз на борту находились 1700 килограммов сжатого воздуха и 1600 килограммов негерметичного груза: система MUSES для зондирования Земли, приборы NICER для наблюдения нейтронных звезд и гибкая солнечная панель ROSA.

Dragon после приводнения 3 июля / ©SpaceX

Согласно плану, через месяц, 3 июля, Dragon отстыковался от станции и, затормозив посредством парашютов, приводнился. Посадка состоялась около 15:14 по московскому времени — на две минуты позднее расчетного. Известно, что аппарат передадут NASA, подробностей о его состоянии и будущем в компании не сообщили. Первоначально контракт SpaceX с космическим агентством по программе Commercial Resupply Services предусматривал 12 полетов к МКС, впоследствии его действие продлили на три миссии в нынешнем году. За последние месяцы корабль запускали дважды, ближайший старт назначен на август: в качестве полезной нагрузки выступит детектор CREAM для исследования космических лучей.

Отстыковка Dragon от МКС предполагала также возвращение экспериментальной панели ROSA. Ее испытания начались 18 июня и продолжались в течение недели. Затем из-за неполадок на этапе демонтажа устройство было решено сбросить в космос. Разработка призвана освободить объем и снизить нагрузку на носители за счет конструкции: в сложенном состоянии новая панель представляет собой свиток на двух плоских композитных направляющих. Под воздействием солнечного света последние восстанавливают форму в виде трубок и разворачиваются. Таким образом, для начала работы ROSA не требует внешнего привода, она на 20 процентных пунктов легче и в четыре раза меньше традиционных аналогов.

О приводнении Dragon сообщается на странице SpaceX в Twitter.

Подробнее о том, чем может обернуться успех Илона Маска для конкурентов, читайте в нашем материале.