20.06.2017
Редакция Naked Science

На МКС развернули гибкую солнечную панель

NASA приступило к испытаниям гибкой солнечной панели на Международной космической станции (МКС).

giphy

Сейчас для питания спутников используются сравнительно громоздкие солнечные панели, которые разворачиваются после выведения на орбиту с помощью механических шарниров. Такая конструкция дополнительно ограничивает вместимость головного обтекателя ракет-носителей и их грузоподъемность. В качестве альтернативы NASA в рамках проекта Solar Electric Propulsion (SEP) по сочетанию фотоэлементов с ионным двигателем разработало миниатюрную солнечную панель Roll-Out Solar Array (ROSA). Ранее агентство протестировало технологию в наземных вакуумных камерах, теперь ROSA испытывается на МКС.

В сложенном состоянии новая панель представляет собой свиток на двух плоских композитных направляющих. Под воздействием солнечного света последние восстанавливают форму в виде трубок и разворачивают конструкцию. Таким образом, для начала работы ROSA не требует внешнего привода и, кроме того, она на 20 процентных пунктов легче и в четыре раза меньше традиционных аналогов. По словам ведущего ученого Исследовательской лаборатории Военно-воздушных сил (ВВС) США Джереми Баника, ROSA нагревается на десятки градусов за несколько секунд, ее толщина составляет несколько миллиметров.

Масса экспериментальной солнечной панели оценивается в 325 килограммов. В рамках первых тестов в естественных условиях она установлена на обслуживающую систему Canadarm2 и переведена в рабочее положение 18 июня. Испытания устройства продолжатся в течение недели: за это время команда Управления по развитию космических технологий (STMD) рассчитывает оценить его энергоэффективность, а также устойчивость к перепадам температур, микрогравитации и механическим воздействиям. В частности, инженеров интересует влияние крутящего момента аппарата на фотоэлементы ROSA.

Новая панель была доставлена на МКС в июне 2017 года с помощью грузового корабля Dragon. Запуск предполагал повторное использование герметичной спускаемой капсулы, которая участвовала в CRS-4. Помимо сокращения расходов на организацию миссий разработка, как ожидается, позволит повысить мощность космических аппаратов. Так, конструкция предусматривает масштабирование: в будущем панели на основе ROSA могут использоваться для полетов на Луну или Марс. Кроме того, технология может задействоваться для производства более компактных солнечных батарей для бытовой и промышленной эксплуатации.

После окончания эксперимента панель будет свернута и демонтирована с Canadarm2. Затем устройство поместят в негерметичный отсек Dragon и утилизируют в плотных слоях атмосферы.

Об испытаниях ROSA на МКС пишет NASA.

Ранее стало известно, что российские космонавты, члены миссии МКС-51/52, проведут на МКС эксперимент «Терминатор» по исследованию серебристых облаков и эмиссионных атмосферных слоев в мезосфере Земли. Опыт приурочен к созданию перспективных технологий космического мониторинга.

Развертывание ROSA / ©NASA

ВВС Китайской Республики (Тайваня) получили первый учебно-боевой самолет Т-5 Brave Eagle. Машину разработали на основе легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo.

Ультрагорячий юпитер TOI-2109b находится в 20 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий – к Солнцу, и на его дневной стороне легко расплавится и железо, и сталь.

Разрабатывать парашют для многоразовой ракеты-носителя начнут в следующем году. Об этом сообщил холдинг «Технодинамика».