Древнее глобальное потепление принесло дожди и наводнения — Naked Science

Древнее глобальное потепление принесло дожди и наводнения

Смоделировав климат времен глобального потепления, произошедшего 55 миллионов лет назад, климатологи выяснили, что оно сопровождалось обильными и частыми ливнями, которые значительно изменили рельеф материков и прибрежные экосистемы.

rain_forest_herbs_1024x1024

Предыдущее глобальное потепление (PETM) — палеоцен-эоценовый термический максимум, спровоцированный резким изменением состава атмосферы — продолжалось несколько тысяч лет и привело к заметным изменениям климата Земли и вымиранию тысяч видов животных и растений. Это событие представляет особый интерес для исследователей, поскольку во многом напоминает изменение климата планеты, которое мы наблюдаем сегодня. Палеоцен-эоценовое потепление часто моделируют, существуют довольно точные оценки динамики среднегодовых температур.

Земля накануне палеоцен-эоценового термического максимума. Ancient Earth Globe.

Меньше исследований посвящено изучению изменения карты осадков во время PETM. Новая работа климатологов из Бристольского университета указала на неожиданные особенности гидрологического цикла PETM. Ранее было известно, что во время потепления часть влажных регионов превратилась в пустыни — и наоборот: над ранее довольно сухими участками суши стало выпадать больше осадков. Однако бристольские климатологи показали, что над большей частью планеты в это время шли обильные, но непродолжительные ливни. Результаты моделирования опубликованы в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Руководитель исследования Мэтт Кармайкл (Matt Carmichael) рассказывает: «Используя те же климатические модели, которые применяют для прогнозирования, мы проверили, как увеличение концентрации углекислого газа сказалось бы на планете с географией начала эоцена». Моделирование ожидаемо показало, что добавление углекислого газа увеличило количество осадков в целом по планете — теплый воздух удерживает больше влаги, чем холодный. Кроме того, обнаружилось, что потепление изменило и интенсивность, и повторяемость осадков (повторяемость — характеристика, говорящая о том, как часто выпадают дожди заданной интенсивности): «Тропики стали еще более влажными, в некоторых районах повторяемость экстремальных ливней выросла на 70%», — поясняет Кармайкл.

Потепление изменило характер эрозии почв и миграции осадочных пород — и ландшафт планеты. Реки, которые в холодном и сухом климате переносили ил и песок, наполнились водой частых и интенсивных дождей и стали переносить крупную гальку и валуны. У полосы прибоя в местах впадения рек в моря и океаны стало скапливаться больше осадочных пород. Эти процессы спровоцировали загрязнение прибрежных вод органикой, что, в свою очередь, привело к бурному росту водорослей и дефициту кислорода. Авторы исследования полагают, что и современное глобальное потепление может повлечь увеличение количества осадков, транспорт осадочных пород к побережью морей и океанов и последующее цветение воды. «Вполне вероятно, что эта модель показывает наше будущее: ливни, наводнения, бурные реки, эрозия почвы и цветение воды», — говорит один из авторов исследования Рич Ранкост (Rich Pancost).