20.07.2017
Редакция Naked Science

Диеты оказались зависимы от графика питания

Исследователи из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета показали, что эффективность похудения в большей степени связана со временем приема пищи, чем калорийностью.

Во многих современных культурах избыточный вес ассоциируется с болезнями и низкой привлекательностью. Наиболее доступным способом похудения при этом выступает ограничение объема потребляемых калорий за счет диет. Хотя такой подход действительно может способствовать расщеплению жировой ткани и даже продлению жизни, факторы, определяющие его продуктивность и побочные эффекты, неясны. На молекулярном уровне действие низкокалорийного рациона опосредуется сигнальными путями: mTOR, инсулин/инсулиноподобный фактор роста 1 (IFG1), SIRT1 и другими. Однако известно, что активация последних во многом зависит от сроков поступления питательных веществ, или времени приема пищи.

Изучение связи между похудением и графиком питания, в отличие от манипуляций с калорийностью, ограничено. До сих пор такие эксперименты предполагали ручное регулирование качества и количества стимулов — из-за непостоянных режима и объема пищи подобный дизайн не предусматривает надежности. Вместо этого авторы новой работы сконструировали автоматическую систему питания для мышей. Она состоит из клетки и загрузочной воронки с датчиками. В последнюю помещаются 300-миллиграммовые кусочки корма, которые, в зависимости от заданного периода, опускаются по желобу к лотку. Сенсоры регистрируют поступление пищи в желоб и ее извлечение животным, что оценивается как кормление.

Датчики воронки также подключены к сенсору бегового колеса. Таким образом, система позволяет не только отслеживать индивидуальный график приема пищи, но и сопоставлять его с физической активностью. В рамках исследования ученые спустя неделю тренировок смоделировали пять режимов питания. Мыши имели свободный доступ к корму 24 часа в сутки; в течение 12 часов днем; в течение 12 часов ночью; свободный доступ к корму, калорийность которого снижена на 30 процентных пунктов, открываелся ночью или днем. Затем они сравнили условия с массой тела и движением бегового колеса. Чтобы грызуны не накапливали корм в клетке, команда ограничила минимальный интервал выдачи лакомства 10 минутами.

Объем потребления пищи (C) и размер желудка (E) в последний день эксперимента. Обозначения: нормальный режим (AL); ночное питание (TR-night); дневное питание (TR-day); доступ к низкокалорийному корму был свободным, но открывался ночью (CR-night), доступ к низкокалорийному корму открылся днем (CR-night) / ©Victoria A. Acosta-Rodrıguez et al., Cell Metabolism, 2017

Эксперимент продолжался 43 дня. В норме физическая и пищевая активность мышей возрастают в темное время суток — связь между этими параметрами подтвердили и новые наблюдения. Нарушение режима питания, как и ожидалось, привело к поведенческим изменениям: так, подвижность грызунов, калорийность рациона которых уменьшалась (независимо от периода), резко возросла днем. При этом, по сравнению с контрольными, они брали в среднем меньше кусочков корма, но в первые 2,5 часа поглощали почти в четыре раза больше и объем их желудка значительно увеличился. Масса тела вместе с тем значимо снизилась только у особей, потребление калорий у которых сократилось ночью.

По словам исследователей, полученные данные указывают на приоритет времени приема пищи перед ее калорийностью. Как видно из результатов, питание вопреки режиму физической активности не только не помогает уменьшить вес, но и может привести к его избытку несмотря на диету.

Подробности работы представлены в журнале Cell Metabolism.

Ранее ученые показали, что предотвратить ожирение мышей независимо от объема потребляемой пищи может блокировка обоняния.

Архитектор из португальского города Порту Педро Рамальо (Pedro Ramalho) поделился своим видением прогулочной яхты недалекого будущего.