Низкокалорийная диета продлила жизнь макак — Naked Science

Низкокалорийная диета продлила жизнь макак

Американские ученые пришли к выводу, что сокращение объема потребляемых калорий значительно увеличивает продолжительность жизни макак. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications

7555980892_f519a688fe_h

Известно, что ограничение калорийности диеты, которое не приводит к истощению организма, может продлевать жизнь. Для изучения этого эффекта в 1980-х годах ученые из Национального института старения (США) и Университета Висконсина начали эксперименты на макаках-резусах (Macaca mulatta). Из-за физиологической схожести эти животные служат хорошей моделью старения человека.

При этом дизайн экспериментов и их результаты различались в обоих исследованиях. Так, в работе Университета Висконсина у 76 обезьян при соблюдении низкокалорийного рациона наблюдалось значительное улучшение состояния здоровья и повышение продолжительности жизни. В свою очередь, Национальный институт старения со 121 особью такой корреляции не выявил.

Последующий анализ показал, что в последнем случае ученые использовали макак китайского и индийского происхождения — они различаются по показателям средней массы тела. Ограничение калорий авторы начинали во взрослом и пожилом возрасте у самок и в молодом и пожилом возрасте у самцов. В работе Университета Висконсина использовались только индийские обезьяны примерно одного возраста.

Графики смертность в контрольной (синий цвет) и экспериментальной (красный цвет) группах / ©Julie A. Mattison et al., Nature Communications, 2017

Диеты в исследованиях также отличались. В Национальном институте старения контрольная группа животных получала традиционный рацион, а экспериментальная — рацион, в котором было на 30 процентов калорий меньше. В Университете Висконсина показатель калорийности рассчитывался индивидуально для каждой особи на основе наблюдений в течение трех-шести месяцев.

Кроме того, в первом случае макаки получали сезонные продукты, во втором — полурафинированный корм, состав которого не изменялся. Режим питания, организованный Национальным институтом старения, позволял животным продолжать насыщение ночью. В этом случае обезьяны из контрольной группы и часть из экспериментальной (подростки) могли недополучать калории.

Новая обработка данных показала, что снижение потребляемых калорий может продлевать жизнь макак при введении во взрослом и пожилом возрасте: на четыре года у самок и на два у самцов. Причем шесть особей из экспериментальных групп прожили свыше 40 лет, что является абсолютным рекордом для этого вида. Также изменение рациона снизило риск заболеваний, в том числе рака.