14.01.2014
Редакция Naked Science

Буддистская биология

Может ли религия помочь науке выйти за рамки обыденного?

mg22129511

На первый взгляд у буддизма и научного подхода немало общего. Оба пытаются понять человека и окружающий его мир, основываясь на эмпирических методах познания. Но если копнуть глубже, неминуемо натыкаешься на противоречия.

Буддистский подход к познанию мира очень субъективен: каждый медитирует сам для себя. И многие убеждения приверженцев древнеиндийской религии не имеют с фундаментальной наукой ничего общего. Например, принцип реинкарнации.

Наука, с другой стороны, требует подтверждения любых фактов, игнорируя индивидуальный опыт и ощущения отдельной личности. Однако при этом, если наука стремится к объективному познанию, буддизм предоставляет этические рамки, в которых полученные знания можно приложить.

В своей новой книге «Буддистская биология» эволюционный психолог Дэвид Бараш попытался провести параллели между биологией и буддизмом, которые, по его словам, «дополняют друг друга, как два прожектора, освещающих одни и те же вещи под разными углами».

Обложка книги «Буддистская биология» Дэвида Бараша

©bookverdict.com

Ученому удалось выявить по меньшей мере три области, в которых общность древней религии и науки очевидна.

Во-первых, понятие «независимой личности» ? ощущение самодостаточности, присущее многим людям. С точки зрения буддизма, такое чувство является иллюзией. Бараш видит научную аналогию в понимании факта, что человек, в первую очередь, ? продукт наследованных им генов и определенных биологических процессов.

Биология подтверждает и буддистский принцип непостоянства, гласящий, что все сущее находится в процессе изменения. Ученые знают, что жизнь состоит из роста и распада, органические материалы постоянно переходят из одного состояния в другое, и даже гены мутируют.

Наконец, идея буддизма, что все на свете связано друг с другом, ничто и никто не существует отдельно – фундаментальный принцип современной экологии. Многолетние исследования биологов убеждают, что все организмы порождаются своим окружением и пребывают в неразрывной связи с представителями других видов, образуя единую экосистему.

В последней главе своей книги Бараш пытается с помощью религии найти смысл жизни человека, который, с точки зрения науки, не что иное, как удачное порождение эволюции в результате мутации генов.

Автора книги, как и многих других, не удовлетворяет этот ответ. Он надеется, что буддистское учение поможет людям выйти за рамки простого «биологического факта животного существования».