Британские ученые наклонили Марс — Naked Science
16.08.2017

Британские ученые наклонили Марс

Команда исследователей из Университета Дарема полагает, что распределение водяного льда на Красной планете можно объяснить, если предположить, что ось вращения Марса когда-то была наклонена значительно сильнее, чем сейчас.

68296121-mars-wallpapers

На Марсе есть вода и ее довольно много. Но находится она не там, где мы привыкли думать. К таким выводам пришла группа ученых из Университета Дарема (Великобритания), обработавшая по новой методике данные измерений, полученных спутником Mars Odissey.

«Одиссей», выведенный на орбиту вокруг Красной планеты в конце октября 2001 года (самый старый на сегодня действующий аппарат на Марсе), используется для изучения геологии этой планеты. Имеющиеся на борту приборы позволяют определять наличие водорода в недрах планеты. Подразумевается, что где водород — там и вода, иные объяснения его наличия на Марсе сегодня маловероятны.

Марсианский спутник за без малого два десятка лет пребывания на орбите собрал немало данных, позволивших по-новому взглянуть на планету. Выяснилось в частности, что водяной лед распространен на Марсе очень широко. Теперь оказалось, что на данные «Одиссея» тоже можно взглянуть по-новому.

Даремская команда под руководством Джека Уилсона (Jack T.Wilson) смогла предложить новые алгоритмы обработки данных спутника, увеличивающие разрешение примерно вдвое. Сами исследователи сравнивают это с уменьшением высоты — летал спутник, а потом спустился пониже и стали видны новые детали, которых раньше не было.

Mars Odyssey Orbiter. / © NASA

Воды оказалось больше, чем раньше думали, причем в первую очередь это относится к экваториальным областям. Тут надо заметить, что под современным марсианским небом жидкая вода недолговечна — из-за низкого атмосферного давления она должна быстро испаряться как только лед растает. Температура на экваторе периодически оказывается вполне достаточной для этого. Если пятна водяного льда там все равно есть, то это, видимо, означает, что в относительно недалеком прошлом там было холоднее. Это может быть, если ось вращения планеты когда-то была наклонена сильнее, чем сейчас — на 45 градусов. Это предположение стоит считать главным результатом работы команды Уилсона на сегодняшний день.

Из числа менее грандиозных предположений стоит отметить иной взгляд на распределение водяного льда на планете. Там, где, по предыдущим данным, предполагался неглубоко залегающий подземный ледник, Уилсон с коллегами не нашли достаточных запасов водорода, зато обнаружили много железа. Скорее всего перед нами лавовая равнина. Там, где предыдущие исследования видят пересохшее речное русло, исследователи из Дарема предполагают следы сухих оползней. И т. д.

Ознакомиться с подробностями работы можно в статье, опубликованной в Icarus. Там много формул, но суть того стоит.