Бодиарт, имитирующий окраску зебры, помогает племенам спасаться от укусов насекомых — Naked Science
16.01.2019

Согласно новому исследованию, традиция представителей коренных племен рисовать на телах белые полосы, имитируя полоски зебры, позволяет снизить количество потенциально опасных укусов слепней, мух и москитов примерно в 10 раз.

1200px-equus_grevyi_aka

Племена в Африке, Австралии и Юго-Восточной Азии практиковали этот обычай на культурных церемониях и обрядах в течение нескольких поколений. Обычно смешанная с глиной, мелом, золой и навозом крупного рогатого скота белая или серая краска, как считалось ранее, помогает людям понизить температуру тела в жарком климате.

Однако сотрудники Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (Венгрия) пришли к выводу, что эти полосатые узоры также сокращают количество кусающих насекомых, которых привлекает голая плоть людей, живущих в природных условиях. Результаты их работы опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Известно, что насекомые кусают зебр гораздо реже, чем одноцветных животных. Поэтому группа исследователей решила выяснить, будут ли светлые полосы, нарисованные на людях, производить подобный сдерживающий эффект. В своем эксперименте они использовали три магазинных манекена: один с темной кожей, один с более светлой кожей и модель с темной кожей, окрашенную белыми полосами. Каждый из них был покрыт тонким слоем клея, чтобы запечатлеть количество насекомых. Затем кукол воткнули прямо посередине поляны и оставили на восемь недель летом, после чего подсчитали количество слепней и насекомых на каждом «теле».

Представители различных племен, живущих в Африке, Австралии, Папуа-Новой Гвинее и Северной Америке наносят на обнаженные тела белые, ярко-желтые и бежевые полосы (1-6). Эти узоры используются для украшения тела, выражения эмоций или в качестве знаков, обозначающих личную идентичность и/или групповую принадлежность (16, 17). Зачастую ими движут культурные обряды (18, 19), а иногда могут выполнять функцию регулирования температуры или маскировки (20,21) / © Royal Society Open Science

Результаты были поразительны: темнокожий манекен был в 10 раз привлекательнее для слепней, чем полосатая модель, и в два раза привлекательнее светлокожего манекена. Исследователи полагают, что полосы нарушают поляризацию света, отраженного от человеческих тел, делая их менее привлекательными для слепней и других насекомых.

Сотрудник Будапештского университета Габор Хорват считает, что эффект отпугивания насекомых лишь приятный бонус этой традиции коренных народов, которая прежде всего носит культурную значимость. Цель узоров — не остановить укусы мух, в этом плане им просто повезло. Вместе с тем ученые убеждены, что эти люди хорошо знают об отпугивающем свойстве таких телесных рисунков. По сути, покраску белыми полосками можно рассматривать как пример эволюции поведения и адаптации к окружающей среде.

Типичные паттерны бодиарта разных племен, проживающих в Австралии (21–37), Папуа-Новой Гвинее (38–40) и Северной Америке (41–42) /  © Royal Society Open Science

Укусы слепней и других вредителей представляют серьезную опасность, так как насекомые сосут кровь человека, передавая множество тяжелых заболеваний, включая потенциально смертельную болотную лихорадку.