Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
03.11.2016
Редакция Naked Science
1 269

Биологи исследовали ящерицу, способную пить кожей

Полости, проходящие сквозь кожу ящерицы-молоха, позволяют ей пить воду всем телом, как через соломинки. Однако этот механизм действует далеко не так эффективно, как думали до сих пор.

thornydevil

Крошечная, но совершенно ужасная на вид ящерица молох (Moloch horridus) обитает в засушливых пустынях Австралии и известна своей удивительной способностью пить сквозь кожу, поглощая сконденсировавшуюся на ней атмосферную влагу или воду из лужи – прямо ногами. Долгое время считалось, что кожа этой рептилии может становиться проницаемой для воды, однако изучение ее под микроскопом помогло обнаружить систему тончайших капилляров, которые пронизывают ее на разных участках.

Австрийский профессор Вернер Баумгартнер (Werner Baumgartner) и его команда изучили эти способности молоха, но полученные результаты, опубликованные в The Journal of Experimental Biology, заставляют задуматься, действительно ли особенная кожа так полезна в пустыне.

Ученые показали, что молох может накапливать в капиллярах воды до 3,19 процента от собственного веса. Оказавшись в воде, ящерицы дожидаются, пока их капиллярная система полностью заполнится, и лишь затем вода поступает по ним в рот. Ящерица проглатывает ее, поглощая по 0,7 мкл жидкости с каждым глотком, даже не опуская голову к поверхности.

Исследуя их поведение, ученые столкнулись с загадкой, заметив, что, стоя на влажном песке, откуда эти пустынные жители могли бы черпать бесценную воду, они могут заполнить свои капилляры максимум на 59 процентов – влага при этом вообще не достигает нужной глубины и не позволяет напиться. То же и с водой, которая конденсируется на коже: выяснилось, что объемы собранной при этом влаги не превышают 0,22 процента от массы тела и тоже не могут служить источником жидкости.

Ученые предполагают, что для сбора влаги из песка ящерицы должны закапываться в него: эксперименты показали, что при поддержке гравитации, которая заставляет воду скатываться вниз, капилляры молохов вполне способны набрать нужное количество жидкости. Но в целом их удивительная кожа оказалась не такой уж и полезной, и помимо влажного песка источником влаги для ящериц должны служить обыкновенные лужи, оставленные дождями, которые время от времени бывают и в пустыне.