Найден новый способ, при помощи которого растения экономят воду — Naked Science

Найден новый способ, при помощи которого растения экономят воду

4.3

Ученые из Австралии и Германии обнаружили молекулу, которая помогает растениям справляться с засухой. Ею оказался важнейший тормозной нейромедиатор человека и млекопитающих.

Найден новый способ, при помощи которого растения экономят воду / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Communications. Как выяснили ученые из Исследовательского института Уэйта (Австралия) и Вюрцбургского университета (Германия), ответственной за такой механизм оказалась молекула гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) — органическое соединение и важнейший тормозной нейромедиатор ЦНС человека и млекопитающих, который содержится и в организме растений.

Пищевую добавку на его основе выписывают для лечения умственной отсталости, после инсульта или травм мозга. ГАМК считается древним посредником клеточной коммуникации, который присутствует во всех биологических царствах.

Динамика открытия и закрытия устьиц растений под воздействием света и темноты / ©www.nature.com

У животных и человека это молекула часто связана с процессами расслабления ингибирующего медиатора ЦНС. Для растений ее назначение было не вполне определено: известно лишь то, что она накапливается в организме растений при стрессе.

Австралийские и немецкие ученые выяснили, что она может контролировать размер пор в листьях растений. Это необходимо для того, чтобы снизить потерю драгоценной влаги при засухе. Чем больше ГАМК накопило растение, тем лучше оно справится с недостатком поступления воды из окружающей среды.

Открытие ученых может сказаться на урожайности культурных посадок. Чтобы ответить на вопрос, как именно, необходимы дальнейшие исследования. Ведь регуляция отверстий устьичных пор — ключевой фактор, определяющий плодовитость и устойчивость к засухе.