26.07.2017
Редакция Naked Science

Анализ поисковых запросов поможет выявить диабет на ранней стадии

Повышенный риск сахарного диабета II типа оказался связан не только с ожирением, но и с условиями проживания.

diabetes

Сахарный диабет II типа — наиболее распространенная форма диабета в мире. Это заболевание связано со снижением чувствительности тканей организма к действию гормона инсулина. Диабет II типа приводит к опасным осложнениям: атеросклерозу, потере зрения и нарушениям работы почек. Заболевание развивается медленно. Часто оно связано с ожирением, и на ранних стадиях нормализовать обмен веществ можно с помощью относительно простых мер: диеты и снижения веса. Поэтому важно как можно раньше обнаружить симптомы заболевания.

Ученые из Уорикского университета пришли к выводу, что «сигналом тревоги» могут стать не только первые симптомы болезни, но и определенные поисковые запросы пациента или записи в социальных сетях. Известно, что люди могут долгое время не обращаться к врачу, несмотря на наличие нескольких симптомов: например, постоянной жажды, обильного мочеиспускания и плохо заживающих ран.

Недавнее исследование показало, что 22% британцев предпочитают искать описания симптомов в поисковых системах вместо того, чтобы проконсультироваться с врачом.

В работе исследователи использовали сервис Google Trends, показывающий, как часто пользователи ищут определенный термин по отношению к общему числу запросов в регионе или на конкретном языке. Материалом для работы стала база данных о британских домохозяйствах, подготовленная с помощью геодемографической системы Mosaic, созданной компанией Experian. В базе были представлены 66 различных социальных групп, отсортированных по возрасту, социально-экономическому статусу и особенностям образа жизни (например, вредным привычкам). База содержит информацию о соотношении групп для каждого британского микрорайона, обслуживаемого определенным почтовым отделением. Многие из этих показателей связаны с установленными факторами риска: половозрастными и основанными на особенностях образа жизни. Информацию о факторах риска ученые взяли из двух часто используемых шкал прогнозирования риска диабета: Cambridge Diabetes Risk Score и QDScore.

Затем ученые проанализировали историю популярности запросов, связанных с симптомами диабета, в Центральном Лондоне в 2013—2016 годах. Исследователи пришли к выводу, что определенные комбинации ключевых слов вкупе со статистикой факторов развития заболевания могут говорить о повышенном риске диабета для представителей некоторых социальных групп или жителей конкретных районов. В статистике запросов симптомы диабета оказались связаны не только с ожидаемыми запросами о снижении веса и давления, но и с данными о бедности и лишении жилья.

По словам ученых, эти данные могут помочь врачам в диагностике болезни у представителей групп, склонных к повышенному риску диабета.

Ранее ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложили использовать для диагностики диабета слюну пациентов.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.