Африканские паучихи жертвуют собой ради племянников — Naked Science

Африканские паучихи жертвуют собой ради племянников

Самки пауков-эрезид, которые сами не откладывают яйца, полноценно участвуют в уходе за потомством и в конце концов позволяют ему себя съесть.

spider0

Пауков не принято считать животными, способными на дружелюбие, а тем более самопожертвование. Однако африканские пауки-эрезиды (Stegodyphus dumicola) являются исключением. Часть самок этого вида никогда не спариваются, чтобы помогать своим сестрам ухаживать за яйцами, выращивать потомство и – как кульминация этой жертвенности – быть съеденными молодняком. Об этом Трина Бильд (Trine Bilde) и ее коллеги из Орхусского университета пишут в статье, опубликованной журналом Animal Behaviour.

Эрезиды S. dumicola – социальный вид, живущий большими коммунами в сотни особей. Их вполне можно назвать муравьями среди пауков: они (почти все – самки) совместно работают, добывая пищу и защищая гнездо, подвешенное среди паутинных ловушек. Живут они всего лишь год, спариваются и откладывают яйца лишь раз за этот срок. Матери совместно заботятся о потомстве, а когда оно подрастает, позволяют себя съесть. Однако размножаются у S. dumicola только около 40 процентов самок, остальные остаются «бездетными».

Чтобы узнать их судьбу, датские ученые наблюдали в лаборатории за жизнью двух групп S. dumicola, в каждой из которых были две спарившиеся и три неспарившиеся самки, а также некоторое количество молодняка. Оказалось, что все те же заботы о яйцекладе, снабжении новорожденных пищей, а затем – и принесение себя им в жертву, матрифагию, – брали на себя и самки, сами не отложившие ни одного яйца, «тетушки» молодняка. Такое поведение вряд ли удивительно: пауки в одном гнезде – близкие родственники с практически идентичными генами, что позволяет проявляться родственному кин-отбору.