19.07.2013
Редакция Naked Science

Гигантский вирус назвали в честь ящика Пандоры

Исследователи сообщают, что обнаружены гигантские вирусы, по меньшей мере в два раза превышающие любые известные по размерам. Кроме того, ученые обещают найти еще более крупные вирусы, и это, в конце концов, может окончательно стереть границу между жизнью и вирусами — поскольку они не считаются живыми существами.   Десять лет назад исследователи случайно обнаружили мимивирус, который был...

new-class-of-virus-discovered-pandoravirus_69452_600x450

Десять лет назад исследователи случайно обнаружили мимивирус, который был самым большим и сложным известным вирусом до сегодняшнего дня. Название мимивирус родилось от «mimicking microbes» — «имитирующие микробы». Этот вирус по размерам догонял некоторых бактерий. Его родственники мегавирусы могут достигать размеров более 700 нанометров (нанометр равен одной миллиардной метра) и обладать более 1000 генов. Эти черты характерны паразитарным бактериям. Типичные вирусы по размерам могут быть от 20 до 300 нанометров, и достаточно многим вирусам, вроде гриппа или ВИЧ, хватает 10 или меньше генов.

Исследовательская группа обнаружила гигантские вирусы, в два раза превышающие по размерам известные. Форма новых вирусов напоминает древнегреческие банки, что напомнило ученым миф о Пандоре, благодаря чему новоявленная микрофлора получила название «пандоравирусы».

«Открытие ящика окончательно сломало наше понимание того, что такое вирусы», — заявил Шанталь Абергель, научный директор из Французского национального центра научных исследований в Марселе.

Новые вирусы-рекордсмены видны в традиционный оптический микроскоп, достигают в размерах микрометра, что равно примерно одной сотой от ширины человеческого волоса. Они также обладают колоссальным набором генов — около 2500.

«Мы готовились найти новые вирусы в пределах 1000 генов, но не больше, чем в два раза», — говорит Абергель. — «Это показывает то, что мы не знаем пределов возможностей вирусов».

Впервые пандоравирусы были обнаружены еще 13 лет назад, но тогда их не признали вирусами. Современные пандоравирусы обнаружены в процессе охоты на амеб (как и первый мегавирус) в Австралии и Чили. Спустя 2-4 часа после того, как амеба поглощает пандоравирус, ядро амебы трансформируется, бесследно исчезает. После смерти амебы на ее месте образуется около 100 пандоравирусов.