09.09.2013
Редакция Naked Science

Доверять или не доверять – вот в чем вопрос

Некоторые жертвы предательства продолжают мириться и поддерживать отношения с  теми, кто их предал. Однако последние исследования ученых показали, что продолжительность отношений может влиять на определенные регионы мозга, ответственные за принятие подобных решений, что, в свою очередь, позволяет проследить за процессом выработки доверия к отдельным людям.   Результаты исследования, проведенного калифорнийскими социологами, были опубликованы в журнале...

97195610
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Результаты исследования, проведенного калифорнийскими социологами, были опубликованы в журнале Национальной академии наук США (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Каждому из участников онлайн эксперимента выдавалось по $ 8. Испытуемый мог либо сохранить деньги, либо отдать анонимному партнеру. Участники эксперимента не знали, что «партнером» на самом деле является специально запрограммированный компьютер, который возвращал деньги участнику в начале игры или позже.

Если, субъект доверял деньги партнеру, сумма утраивалась и у «анонимного партнера» появлялся выбор – сохранить все деньги, таким образом совершив акт измены, или вернуть половину.

Доверять или не доверять?  Длительность отношений определяет, какая область мозга активируется, когда человек принимает решение – простить измену и продолжить отношения. Исследователи обнаружили, что, если исследуемый неоднократно подвергался измене ранее, он или она имеют больше шансов сохранить деньги, чем если бы факт предательства имел место гораздо позже.

Продолжая исследования, ученые провели аналогичный эксперимент в лабораторных условиях с подключением МРТ сканера. Во время повторного опыта они обнаружили, что у человека, ранее испытавшего предательство, активировались передняя часть поясной извилины коры, связанной с обучением, планированием и решением проблем,  а также боковая фронтальная кора мозга, связанная с чувством неопределенности.

Кроме того, бывшие жертвы предательства тратили больше времени на принятие решения о передаче денег «анониму», что означает, что их выбор был вполне осмысленным и не спонтанным. Опыт обмана в прошлом, отмечают исследователи, помогает людям проявлять больше осторожности в будущем и принимать более обдуманные решения.

В отличие от «опытной» группы участников эксперимента, у тех, кто не имел горького опыта измены, в начале игры наблюдалась заметная активность боковой височной коры, связанной с принятием привычных решений. Использование этой области мозга, говорят исследователи, повышает уровень вероятности прощения.

Доктор Оливер Скилке (Oliver Schilke), один из авторов исследования, отметил: «Хотя наш эксперимент был проведен в лабораторных условиях с использованием специально разработанной игры… полученные данные могут быть применены и в реальной жизни».

«Результаты эксперимента показали, что люди больше склонны к прощению, если к моменту предательства они уже некоторое время были знакомы с изменником, в то время как незнакомых или малознакомых людей, прощают гораздо реже».

Доктор также отметил, что «полученные данные могут быть полезны в межорганизационных отношениях, например, стратегических альянсов, где доверие и восстановление доверия играют важную роль».