Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Скульпторы превзошли художников в мерности языка
Психологи из Австралии и Великобритании пришли к выводу, что профессии, связанные с изобразительным искусством, специфически отражаются на пространственной лексике.
Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык определяет мышление. Степень такого влияния и вектор причинности остаются предметом дискуссии, и, как правило, исследуются на примере разных культур. Менее ясно, как подобное воздействие выражается внутри профессий. До сих пор изучение сленга было сосредоточено на языковом компоненте, реже ученые описывали нейрокогнитивную специфику деформаций, связанных с работой. Например, в 2006 году биологи показали, что управление такси коррелирует с увеличением средней и задней и уменьшением передней части гиппокампа по сравнению с вождением автобуса (из-за ограничения маршрутов). Причем тенденция зависит от опыта.
Вместе с тем такие работы редко рассматривали связь между профессиональными изменениями восприятия и их отражением в лексике. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Австралийского национального университета и других учреждений провели эксперименты на представителях трех смежных профессий: архитекторах, художниках и скульпторах. В соответствии с прошлыми наблюдениями, несмотря на родственность, эти направления деятельности, помимо пространственных предлогов, могут приводить к более специфичным деформациям: так речь архитекторов насыщена понятиями двух- и трехмерного пространства (в том числе перспективы), тогда как художники чаще оперируют двухмерными категориями.
Для уточнения различий авторы пригласили 16 художников, скульпторов и архитекторов с опытом работы более восьми лет. В индивидуальном порядке им демонстрировали три изображения формата A4: кадр Google Street View с видом на одну из улиц Великобритании; картину Данте Парини с интерьером собора Святого Петра; и цифровую копию картины неосюрреалиста Джорджа Грие. Затем испытуемым задавали четыре открытых вопроса. Они должны были описать наблюдаемое пространство, способ, которым могли бы его обследовать, а также желаемые изменения. После этого участников (но не контрольную группу) спрашивали субъективное определение понятия «пространство».
Аудиозапись речи экспертов анализировали методом CODA (Cognitive Discourse Analysis), который включает в себя четыре этапа: транскрипцию, сегментацию, аннотацию и проверку надежности интеркодирования. Итоги подтвердили, что лексика испытуемых отличается. При описании самых удаленных точек изображения художники чаще использовали слово «позади» (‘back’), а архитекторы — только «в конце» (‘end’). Схожая тенденция наблюдалась, когда первые переключались между двух- и трехмерными категориями и сталкивались с нечеткостью картинки; архитекторы же говорили о «конце» (пространства), подчеркивая трехмерность, материальность объектов, и в момент воображаемого обследования местности.
Речь скульпторов сочетала эти понятия, но в целом содержала меньше апелляций к ним. Контрольная группа при этом практически не прибегала к словам «позади» или «в конце» — их заменяли «в центре» (‘center’), «внизу» (‘bottom’) и «там» (‘there’). Вслед за архитекторами скульпторы были склонны описывать наблюдаемое в терминах материального и определять «пространство» как физически ограниченную реальность. Художники, в свою очередь, чаще, чем остальные, просили разъяснить задание на предпочтительные способы обследования изображенной территории. Средняя продолжительность интервью в их случае также оказалась более высокой: 36 минут против 28 минут у архитекторов и 34 минут у скульпторов.
По словам авторов, полученные данные дополняют аргументы в пользу применимости гипотезы лингвистической относительности не только к культурам, но и профессиям, причем смежным. Так, эксперимент показал, что архитекторы и скульпторы воспринимают графические элементы в большей степени как часть физической реальности, чем художники, и соответственно определяют пространство. Любопытно, что наиболее выраженно различия проявились для определенного участка изображения — самого удаленного.
Статья опубликована в журнале Cognitive Science.
Ранее ученые выяснили, чем отличается восприятие профессиональных футболистов и портных.
Ученые МИЭМ ВШЭ совместно с коллегами из Китая нашли способ повысить долговечность перовскитных солнечных батарей. Они решили проблему с утечкой йода из материала. Для этого в перовскит добавили молекулы четвертичного аммония, которые образуют прочную электростатическую пару с ионами йода и фиксируют их в кристалле. Теперь элементы сохраняют более 92% мощности после тысячи часов работы при 85 °C.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
С каждым годом количество операций по эндопротезированию неуклонно растет. Металлические имплантаты, будучи слишком жесткими, со временем разрушают кость пациента, приводя к повторным операциям. Однако более перспективные протезы из углеродного композита накапливают при нагрузке микротрещины. Существующие методы расчета не дают врачам узнать, как это скажется на прочности всей детали, что делает неэффективным широкое внедрение таких материалов в медицину. Ученые Пермского Политеха разработали первую в мире двухуровневую компьютерную модель, способную предсказать, как микроскопические повреждения внутри угле-углеродного композита влияют на его прочность и долговечность в условиях реальной эксплуатации.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно


Последние комментарии