Психологи продемонстрировали важность синхронизации шага для налаживания отношений — Naked Science
24.02.2020

4.3

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.

©Paul van de Velde, Flickr

Психологи из японского Университета Тохоку продемонстрировали, что синхронизация совместной ходьбы выступает особой формой невербальных коммуникаций. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Plos One.

Цзя-Хуэй Тсенг (Chia-huei Tseng) и его коллеги поделили добровольцев на десять однополых групп — поровну мужских и женских. Участники каждой группы организовали в пары, которые совместно прогуливались в течение трех-четырех минут, пока микрофоны следили за их разговором, а датчики движения — за перемещениями.

При этом в одном случае их просили разговаривать лишь полпути, на обратной дороге, в другом — не говорить вовсе, а в третьем участников просто усаживали в комнате и давали совместно заполнять опросник. Друг друга они не знали и после опыта должны были ответить на вопросы о новом знакомом, а также описать свои впечатления.

Как и ожидали ученые, лучшее впечатление друг о друге сложилось в парах, которые прогуливались, а не просто проводили вместе время в комнате. Кроме того, разговор дополнительно улучшал взаимодействие. Все это неплохо известно из прошлых работ. Однако в этот раз постановка эксперимента позволила японским психологам выделить коммуникативную роль самого характера ходьбы.

Общая схема эксперимента / ©Chia-huei Tseng

Датчики движения показали, что участники пар, которые оставили лучшие отзывы друг о друге, незаметно для самих себя синхронизировали шаг. У женщин этот эффект был выражен сильнее, чем у мужчин, и у пожилых сильнее, чем у более молодых участников. Наконец, он ярче проявлялся у людей с меньшей выраженностью симптомов аутического характера. «Думаю, что большинство людей никак не замечают, как синхронизируют свой шаг с шагом соседа», — говорит Цзя-Хуэй Тсенг.

«Сегодня становится более ясной важность исследования коммуникаций в реальных условиях. Однако реальное окружение перенасыщено разнообразной контекстуальной информацией, которая затрудняет постановки таких экспериментов, — продолжает ученый. — Наше исследование важно еще и потому, что оно представляет новый пример применения экспериментального метода с контролем всех возможных переменных для выявления вклада подсознательной синхронизации движений».

Британские ученые показали, что, вопреки стереотипам о недружелюбности жирафов, они образуют сложную социальную структуру, а в заботу о потомстве вовлечены даже «бабушки».

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.