Походка рептилий позволила им первыми научиться дышать грудью — Naked Science

Походка рептилий позволила им первыми научиться дышать грудью

6.5

Позвоночные суши вентилируют легкие за счет движений костей грудной клетки, однако первоначально эти движения появились для облегчения ходьбы на четырех ногах.

©Cieri et al., 2020

Адаптация позвоночных к жизни на суше вызвала коренные изменения аппарата дыхания. Рыбы, прокачивая воду через жабры, используют для этого мускулы, расположенные на голове и «шее». Так дышали и первые сухопутные жители: современные земноводные, включая лягушек, до сих пор раздувают горло, прокачивая воздух через легкие. Настоящая революция началась, когда эту роль стали играть мускулы грудного отдела, сжимая и раздвигая ребра.

Этому знаменательному переходу посвящена новая работа Роберта Сьери (Robert Cieri) из Университета штата Юта и его коллег, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports. По мнению ученых, передача вентиляции легких мышцам грудной клетки была связана с адаптациями животных к передвижению по суше на четырех лапах.

Авторы исследовали механику ходьбы у ящериц, регистрируя движения их ребер с помощью нового метода XROMM, сочетающего видеозапись в рентгене и компьютерную томографию. Это позволило получить точные трехмерные модели движущихся костей грудной клетки для варанов и тегу, зафиксированных на «беговой дорожке». Визуализация показала, что при ходьбе с характерными для рептилий изгибами позвоночника в горизонтальной плоскости их ребра совершают непримечательное, но важное движение.

Полученная с помощью XROMM визуализация движений варана / ©Cieri et al., 2020

Каждое ребро слегка проворачивается относительно своего позвонка. В результате при каждом шаге ящерицы ее ребра с одной стороны тела сжимаются, с противоположной — раздвигаются, а при следующем шаге — наоборот. Без такого проворачивания они просто сталкивались бы друг с другом. По словам ученых, почти такие же движения ребра производят у рептилий и для дыхания.

Возможно, первоначально эти движения возникли у рептилий именно для усиления изгибов тела и ускоренного бега — и лишь затем оказались невероятно полезными для легочного дыхания. Роберт Сьери и его соавторы полагают, что ранние тетраподы перемещались по суше изгибающимися движениями, что привело к увеличению подвижности позвоночно-реберных сочленений. На каком-то этапе развития животные получили возможность перемещать ребра одновременно с обеих сторон тела и независимо от ходьбы, обеспечив более эффективную вентиляцию легких.