Гонконгские дети превзошли британцев в пластичности интеллекта

Психологи из Великобритании и Гонконга пришли к выводу, что когнитивное превосходство азиатских детей над западными ровесниками нивелируется с возрастом.

5 465
Выбор редакции

В нейропсихологии под исполнительными функциями понимается набор высших психических процессов, позволяющих адаптировать эпизодическую познавательную активность к новым стимулам в соответствии с долгосрочной целью. Так, с их помощью человек на диете подавляет желание съесть калорийную пищу, а турист — подстраивает поведение под местные традиции. Прошлые работы показали, что развитие таких функций тесно связано с социальными и культурными факторами. В частности, снижать когнитивную гибкость могут жестокое обращение и депрессия матери, а повышать — принадлежность к азиатскому этносу. При этом с возрастом способности к адаптации нередко выравниваются независимо от происхождения и семейной обстановки, и ученых интересуют механизмы таких изменений.

 

Согласно предыдущим исследованиям, дети из Японии и Гонконга, как правило, превосходят ровесников из Великобритании и США по уровню исполнительных функций. Однако то, как на познавательную гибкость влияет взросление в разных социокультурных контекстах, остается неясным. В новой работе сотрудники Китайского университета Гонконга и Кембриджского университета попытались выяснить, чем обусловлено «исполнительное» преимущество детей из Азии и как оно сохраняется с течением времени. Для этого они провели эксперимент с 840 детьми в возрасте 9–16 лет и их родителями из Гонконга и Великобритании. В выборку вошли дети, посещавшие частные гонконгские и муниципальные британские школы, причем ряд из них не использовали родной язык дома.

 

В рамках эксперимента диады родителей-детей выполнили четыре когнитивные задачи. На первом этапе они должны были нажимать на левую или правую кнопку в соответствии с половиной виртуального поля, на которой находился мяч, но игнорировать его перемещения после звукового сигнала. В тесте на рабочую память участники воспроизводили прямую и обратную последовательности подсвечивания ящиков (от двух до девяти). Затем, с помощью нажатия клавиш, они сортировали геометрические фигуры (круг или треугольник) по форме или цвету, при этом ряд сессий включал в себя смешанные стимулы таким образом, чтобы оценить способность испытуемых к переключению. Наконец добровольцы перестраивали большие и маленькие диски «пирамидой» за как можно меньшее число ходов.

 

Когнитивная продуктивность детей и родителей из Гонконга и Великобритании / ©Michelle R. Ellefson et al., Psychological Science, 2017

Когнитивная продуктивность детей и родителей из Гонконга и Великобритании / ©Michelle R. Ellefson et al., Psychological Science, 2017

 

Согласно последующему анализу, продуктивность исполнительных функций была выше у участников, проживающих в Гонконге, чем у британцев, и у детей (среднее детство и ранний подростковый возраст) по сравнению с родителями. В целом показателям 10-летних гонконгских детей соответствовали результаты 12-летних детей из Великобритании. В то же время отдельные категории испытуемых отличались по специфическим параметрам: так, в ряде случаев британские родители оказались самыми точными в ответах (затем следуют родители и дети из Гонконга), а азиатские дети обычно принимали решения быстрее, чем западные сверстники. По совокупности четырех тестов дети из Гонконга показывали наименьшее время реакции и наибольшее число верных решений.

 

Статистическая обработка данных также позволила установить, что самое значимое влияние на исполнительные функции оказывал возраст участников. С возрастом сильно коррелировал уровень образования: гонконгские дети начинают обучение позднее, чем западные ровесники, и родители из Великобритании в среднем имели более высокий уровень образования, чем родители из Гонконга. Примечательно, что условия, в которых дети выполняли задачи, были слабо связаны с успехами, а их достижения положительно коррелировали с возрастом, в отличие от родителей. Авторы также отмечают, что связь когнитивной гибкости между поколениями была слабой, но значимой: родители с высоким уровнем исполнительных функций чаще имели детей, хорошо справляющихся с когнитивными задачами.

 

Статья опубликована в журнале Psychological Science.

Психология

Naked Science Facebook VK Twitter
5 465
Комментарии
Аватар пользователя Игорь Каширин
11 мин
Инвесторы скайвея,вы гарантируете что максимум через 5...
Аватар пользователя Игорь Каширин
21 мин
Даже скорости на экофесте показали обычные для...
Аватар пользователя Алексей Ветров
1 ч
Конструкция очень спорная.
Во-первых, как такую...
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку