5 апреля
Даниил Сухинов
4 324

Отрицание теории эволюции человека связали со склонностью к расизму и дискриминации

4.4

Новое исследование международной группы ученых продемонстрировало, что люди, отказывающиеся верить в теорию эволюции человека, также чаще всего имеют больше предрассудков, придерживаются расистских взглядов и поддерживают дискриминацию представителей других национальностей и сообщества ЛГБТК. Причем такая взаимосвязь характерна для граждан многих стран, вне зависимости от политических взглядов, вероисповедания и образования.

Оммаж на широко распространенную визуализацию теории эволюции человека / © CC0 Public Domain

Исследование основано на социологических опросах, проведенных в 45 странах, в различных группах населения и религиозных кругах в разные периоды времени. Авторы предположили, что вера в эволюцию приведет к усилению идентификации людей со всем человечеством из-за общего происхождения и будет способствовать формированию менее предвзятых взглядов. Результаты опубликованы в журнале Journal of Personality and Social Psychology.

Анализ опросов полностью подтвердил гипотезу: неверие в эволюцию человека связано с более высоким уровнем предрассудков, расистскими взглядами и поддержкой дискриминационного поведения по отношению к сообществам ЛГБТК, темнокожих и иммигрантов в США. Аналогичная ситуация наблюдается в других странах — 19 государствах Восточной Европы, 25 мусульманских странах и в Израиле: недостаток веры в эволюцию или ее отрицание коррелировало с более высоким уровнем предубеждений внутри отдельных групп, предвзятым отношением к людям в других группах и меньшей поддержкой разрешения конфликтов.

«Люди, которые считают себя более похожими на животных, также склонны к более просоциальному или позитивному отношению к членам чужой группы или людям из стигматизированных и маргинализированных слоев общества, — объяснил аспирант и первый автор исследования Стилианос Сиропоулос (Stylianos Syropoulos). — В этом исследовании нас интересовало изучение того, будет ли вера в эволюцию действовать аналогичным образом, поскольку она укрепляет веру в то, что мы больше похожи на животных».

Проверяя свою гипотезу об ассоциации различных уровней веры в эволюцию, исследователи учитывали образование, политическую идеологию, религиозность, культурную идентичность и научные знания респондентов. Тем не менее, по словам ученых, каждый раз они получали одни и те же результаты — независимо от того, к какой группе принадлежал опрошенный.

Так, согласно опросу, проведенному в Израиле, люди с более крепкой верой в эволюцию с большей вероятностью поддерживали мир между палестинцами, арабами и евреями. В исследовании с участием стран исламского мира вера в эволюцию была связана с меньшим предубеждением по отношению к христианам и евреям. А в исследовании, проведенном в Восточной Европе, где большинство населения — православные христиане, вера в эволюцию коррелировала с меньшим предубеждением по отношению к цыганам, евреям и мусульманам.

«Кажется, весь этот эффект и закономерность присутствуют во всех основных политических системах. Это во многом человеческий феномен, независимо от того, в какой точке мира вы находитесь», — подытожил доцент социальной психологии и ведущий автор работы Бернхард Лейднер (Bernhard Leidner).