23.08.2021
1 769

Ученые выяснили, как выглядел мозг предков членистоногих

4.4

Международная команда исследователей определила, что мозг древних членистоногих имел в своей структуре определенную часть, следы которой сохраняются и у ныне живущих видов этих существ.

Паук / ©Getty images / Автор: Lampronia Auxilius

Членистоногие — наиболее разнообразная и богатая в плане видового разнообразия группа животных. Они включают насекомых, ракообразных, пауков, скорпионов и многоножек.

Ученые давно предполагали, что у предков этой группы мозг был устроен иначе, чем у их современников. Это касается передней области органа, которая несегментирована и невидима у ныне живущих членистоногих. Хотя эта часть мозга не видна, она дает начало нескольким важным нейронным центрам, которые участвуют в том числе в принятии решений и памяти. Эта область получила название prosocerebrum.

Вид сбоку Leanchoilia, показывающий ее характерный головной щит, за которым следуют 11 сегментов, заканчивающихся треугольным хвостом / ©www.cell.com

Ученые из Университета Гуйчжоу, Шанхайского института перспективных исследований Китайской академии наук, университетов Барселоны (Испания) и Аризоны (США) изучили окаменелости одного из предков членистоногих — Leanchoilia — и подтвердили наличие подобной структуры в его мозгу. Исследование опубликовали в журнале Current Biology.

Авторы работы выяснили, что около 500 миллионов лет назад самая передняя часть мозга членистоногих уже существовала и структурно отличалась от переднего, среднего и заднего мозга современных представителей группы.

Изученные окаменелости также пролили свет на эволюцию двух зрительных систем членистоногих — пары обращенных вперед и смотрящих в сторону глаз, которые еще сохраняются у некоторых видов членистоногих в наши дни. Глаза тоже связаны с prosocerebrum, кроме того, эта часть мозга имеет отношение к верхней «губе» современных членистоногих.